Американские ученые провели лонгитюдное исследование влияния государственной и экономической политики в отношении потребления табака жителями США. Они выяснили, что повышение средней цены на сигареты на один доллар привело к уменьшению курящей популяции на 20 процентов, в то время как запрет на курение в общественных местах не повлиял на потребление табака. Статья опубликована в журнале Epidemiology.
Потребление табака, как известно, несет огромный вред здоровью. Оно ведет к возникновению сердечно-сосудистых и раковых заболеваний: курение связывают с 700 тысячами смертей на территории Европы ежегодно, также считается, что курильщики живут в среднем на 14 лет меньше. В качестве метода борьбы с курением правительства различных стран вводят изменения в ценовой политике, повышая налог на сигареты, что приводит к увеличению их стоимости, а также вводят запреты на курение в общественных местах (например, барах и ресторанах). Исследования таких попыток влияния на курильщиков могут выявить эффективность их использования в вопросе борьбы с курением.
Авторы новой работы в течение десяти лет (с 2002 по 2012 год) собирали данные о потреблении табака среди 632 жителей шести крупных городов США (Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Сент-Пол, Балтимор, Чикаго и округ Форсайт в штате Джорджия). Кроме этого, исследователи собрали данные о ценах на сигареты и доступности их покупки (количество точек продажи табачной продукции в радиусе трех миль от места жительства каждого участника эксперимента), а также государственную политику ограничения потребления табака. Десятилетний эксперимент включал в себя четыре опроса, в ходе которых участники сообщали о том, бросили ли они курить (в сравнении с предыдущим опросом), возвратились ли они к курению и бросают ли они в данный момент. Также участники были разделены на две группы по количеству потребления табака: заядлыми курильщиками считались те, кто выкуривал больше десяти сигарет в день. На момент начала эксперимента все участники были здоровы.
За десять лет средняя цена на пачку сигарет выросла на два доллара. Количество участников, которые оказались под действием запрета на курение в общественных местах (показателем было наличие некурящих общественных мест в радиусе трех километров) выросло с 68 до 338. Количество доступных мест розничной торговли табачными изделиями не изменилось.
Результаты исследования показали, что увеличение цены на сигареты на один доллар привело к повышению количества бросающих людей на 20 процентов и к снижению количества заядлых курильщиков на 35 процентов. Количество ежедневно выкуриваемых сигарет среди участников эксперимента снизилось на 19 процентов после повышения цены на один доллар. Запрет на курение в ближайших барах и ресторанах, по словам исследователей, не повлиял на привычки курящих людей. Также, другие показатели (пол, возраст, раса, уровень образования и дохода) не повлияли на желание участников эксперимента бросить курить.