В России за январь–июнь 2017 года резко вырос показатель естественной убыли населения: число родившихся за этот период составило 821 тысячу человек, а число умерших — 940,4 тысячи человек. Естественная убыль равнялась, таким образом, 119,4 тысячи человек, что оказалось почти в 4(!) раза больше прошлогоднего аналогичного показателя (32,2 тысячи человек) за тот же период. Безусловно, это крайне тревожный факт, когда население страны столь стремительно сокращается за счет естественных факторов.
Для властей страны это еще крайне неприятно тем, что успехи в демографической политике преподносились в последнее время чуть ли не в качестве главного достижения всей социально-экономической политики. А тут вдруг оказалось, что это были только временные достижения, и все стремительным образом развернулось в другую сторону.
Вспомним: еще в декабре 2016 года в президентском послании Федеральному собранию было сказано буквально следующее: «Естественный прирост населения продолжается». Получается, что никакого естественного прироста уже нет, о чем свидетельствуют приведенные выше цифры.
Весной 2017 года власти все-таки поняли, что все круто меняется и продолжать рапортовать о несуществующих уже успехах не получится. Поэтому в отчете правительства Госдуме о результатах работы в 2016 году, обнародованном в апреле 2017 года, мы услышали верное указание на проблему: в детородный возраст вошло поколение родившихся на рубеже 1990 х годов, а людей этого поколения меньше, чем предыдущих.
К анализу причин нынешней демографической ямы мы еще вернемся, а сейчас посмотрим на то, что происходит сегодня с рождаемостью, ведь именно ее сильное падение в первом полугодии 2017 года предопределило столь большую естественную убыль населения. Число родившихся в этом периоде было на 11% меньше по сравнению с числом родившихся в России в январе–июне 2016 года. В Москве за первое полугодие 2017 года родилось на 8,6% малышей меньше по сравнению с тем же периодом 2016 года. Это, как видим, немного лучше общероссийского показателя. Рекордсмен по падению рождаемости — Чувашия, где за I полугодие 2017 года родилось на 17,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Единственный регион РФ, где за истекший период был рост рождаемости, — Чукотский автономный округ: плюс 8,1% к первому полугодию 2016 года. Только Чукотка — самый маленький регион страны по числу зарегистрированных родившихся: за январь–июнь 2017 года таковых было всего лишь 325 человек.
В целом по России число зарегистрированных родившихся оказалось в январе–июне 2017 года на 107 349 человек меньше по сравнению с январем–июнем 2016 года. В общем, недобрали целый город малышей. Это называется: резкое падение рождаемости.
Падение рождаемости и, как следствие, возобновление естественной убыли населения сегодня как никогда некстати. Ведь естественный прирост населения был одним из немногих однозначно положительных явлений в нашей социально-экономической действительности последнего времени. В 2014 году этот естественный прирост насчитывал 33,7 тысячи человек, в 2015 году — 32,7 тысячи человек, в 2016 году он тоже фиксировался, но составил уже всего лишь 5,4 тысячи человек. В принципе уже по итогам 2016 года по резко изменившейся в худшую сторону демографической динамике было понятно, что ничего хорошего в этом плане ждать в 2017 году не приходится. Так и произошло.
Почему же вдруг наступил такой провал по рождаемости? Это верно, что сегодня вошло в детородный возраст поколение родившихся в первой половине 1990 х годов. В отечественной демографической статистике принято выделять два возраста матери, в которых фиксируется наибольшее количество родившихся: 20–24 года и 25–29 лет. Первые дети сегодня рождаются в подавляющем большинстве случаев у матерей 20–29 лет, вторые — 30–35 лет (по данным обследования Росстата «Семья и рождаемость», 2009 год). Причем большая часть женщин (58,3%) имеет одного ребенка, чуть больше четверти (27,8%) — двоих. Вот и считайте от примерно первой половины 1990 х годов — мы угодили в демографическую яму. И это объективная причина нынешнего сильного провала по рождаемости.
Те годы — это нарастающие экономические трудности разваливающегося Союза с пустыми прилавками. Потом, с конца 1991 года, радикальные рыночные реформы со взрывной инфляцией и катастрофическим падением реальных доходов населения. Многие в ту пору не жили, а выживали. Плюс регулярные политические встряски: путч августа 1991 года, развал СССР, октябрьские события 1993 года. Но все-таки главное, почему тогда, в 90 е, образовалась демографическая яма, — это экономика. Кстати, новейшая социально-экономическая история на примере многих стран подтверждает, что экономика очень сильно влияет на показатели рождаемости и смертности. К примеру, в Греции, переживающей в последние годы очень серьезные экономические трудности, было также отмечено значительное снижение рождаемости: более 20%.
Сегодня малочисленное поколение 90 х годов само вступило в детородный возраст. Получается, что все объяснимо и беспокоиться не о чем? Объяснения есть, чем власти уже вовсю пользуются. Однако не только демографической ямой 1990 х годов объясняется нынешний спад рождаемости. И об этом власти не говорят и, я уверен, не будут говорить.
Потому что некоторые причины случившегося стоит поискать не в событиях четвертьвековой давности, а в сегодняшнем дне. Объективности ради надо отметить, что в 2015–2016 годы экономика России была в кризисе. Будет ли кризисным 2017 год? Поживем — увидим. Реальные располагаемые денежные доходы населения вообще падают начиная с 2014 года. Только в июне 2017 го снижение доходов приостановилось, однако велика вероятность того, что в целом по нынешнему году все-таки будет минус.
И еще об экономике. У нас уже три года, начиная с 2015 го, не индексируется размер материнского капитала (453 тыс. рублей), а до этого индексация была ежегодной. Размер родового сертификата — 11 тыс. рублей — вообще не меняется много лет. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, составляет весьма символическую сумму — немногим более 600 рублей. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет — немногим более 3 тыс. рублей — тоже никак не назовешь большим.
В общем, скромничает государство в своих расходах по стимулированию рождаемости. Надо ли быть щедрыми в этом вопросе? Конечно. Ну а как иначе? Деньги надо вкладывать в людей! Все эти саммиты, чемпионаты и даже оборонные расходы должны быть на втором плане.
Резкое падение рождаемости стало главной причиной возобновившейся убыли населения. Это называют еще естественной убылью населения. Подозреваю, что кто-нибудь скажет на это: ничего, за счет мигрантов компенсируем. Надо сказать, что много лет, в 2000 е годы, действительно удавалось компенсировать естественную убыль населения миграционным приростом. И сегодня пока еще такой прирост фиксируется: за январь–май 2017 года он составил 80 720 человек.
Ну, во-первых, сегодня этот прирост уже меньше, чем естественная убыль населения. Во-вторых, он явно сокращается от года к году: за январь–май 2016 года миграционный прирост составлял 115 640 человек. Почему сокращается — тоже, в общем-то, понятно: если миграционный прирост за счет Украины в январе–мае 2016 года составил 57 299 человек, то за соответствующий период 2017 го он уменьшился до 32 919 человек. Так что рассчитывать на компенсирующий эффект от мигрантов вряд ли приходится.
Фиксируемая сегодня естественная убыль населения является таковой только в том смысле, что число умерших превышает число родившихся. На самом деле, по существу, это не совсем естественно. Демографические ямы были и будут впредь. Примерно через двадцать лет в России тоже будет такая яма, вызванная уже сегодняшним резким падением рождаемости. Но если страна развивается устойчиво, если население не подвергается разного рода социальным, экономическим и иным шокам и катаклизмам, то ям этих становится меньше, они сглаживаются. Вот к этому-то России и необходимо стремиться.