Пользователи российских мобильных операторов второй год жалуются на списания денег за международные звонки, которые они не совершали.
14 сентября жительница Новосибирска М. Шелковникова (попросившая не указывать её полное имя) пожаловалась на списание денег за международный звонок с телефона её бабушки, живущей в одном из поволжских совхозов и не совершавшей подобных вызовов.
По словам девушки, в аппарате установлена SIM-карта «Билайна». В офисе компании пенсионерке отказались помочь и посоветовали поменять телефон— BQ Option, купленный её дочерью за 2300 рублей в Мурманске.
На следующий день Шелковникова также получила ответ из службы поддержки «Билайна». Там ей подтвердили, что с номера её бабушки действительно был зафиксирован звонок в Боснию и Герцеговину, и связали это с проблемами телефонов от китайских производителей. Сотрудники технического отдела оператора вслед за поволжскими коллегами повторили, что в этом случае смена SIM-карты не поможет.
В разговоре с TJ девушка указала на сайт, собирающий отзывы абонентов «Билайна». Там аналогичные проблемы обсуждались с осени 2016 года, причём география звонков в этих случаях была достаточно широкой: в числе стран, в которые якобы совершались вызовы, чаще всего назывались Сербия и Черногория, а также Казахстан, Турция, Ботсвана, Либерия и Малави.
На той же странице оказался комментарий анонимного сотрудника технического отдела «Вымпелкома» (компания-владелец бренда «Билайн»), который попытался объяснить сложившуюся ситуацию участникам беседы.
Выяснили, что звонки происходят с устройств абонентов преднамеренно. Один-два раза в месяц, в основном с одинаковой продолжительностью.
Также выяснили, что устройства, с которых были исходили вызовы — на 95% китайские смартфоны дешёвых фирм: Keneksi, Micromax, копии телефонов Lenovo.
Достался образец от сотрудницы компании, с которого эти вызовы были совершены. Выявили, что в их ПО вшита услуга, которая совершает эти вызовы, не выдавая себя каким-либо способом: экран устройства не горит в момент звонка.
Возможности устранить данную проблему нет. Компания предоставляет связь через SIM и никаким образом не может повлиять на аппаратное обеспечение устройства.
анонимный сотрудник технического отдела «Билайн»
Большинство опубликованных сообщений действительно относятся к случаям использования телефонов Fly, BQ, Keneksi и прочих производителей из экономичного сегмента. Единичные жалобы на подобные проблемы появились и от абонентов, использующих смартфоны Nokia Lumia и iPhone, которые удивились объяснениям «Билайна» о дешёвых китайских устройствах
Один из пользователей сайта «Отзывы Билайн» рассказал, что аналогичные проблемы наблюдались и на SIM-карте МТС.
В декабре 2016 года на другом ресурсе – «Банки.ру» — на проблемы с несуществующими телефонными вызовами на боснийские номера пожаловался абонент Tele2.
Специалисты оператора тогда отметили, что проблемы скорее всего связаны с заражённым программным обеспечением устройства. Представители компании подчеркнули, что такое происходит не только со смартфонами, но и с обычными мобильными телефонами, поддерживающими Java-приложения.
Главный редактор проекта Mobile Review Эльдар Муртазин подтвердил TJ наличие подобной «переоценённой» проблемы в небольших партиях устройств. Он рассказал, что заражение «закладками» происходит на ряде китайских фабрик, которые производят телефоны с низкими ценами.
По словам Муртазина, эти аппараты намеренно продаются очень дёшево, а с их пользователей потом ежемесячно списываются небольшие платежи с помощью незаметных SMS-сообщений или голосовых вызовов. Он добавил, что контракты всех современных мобильных операторов содержат штрафные санкции за обнаружение подобного мошеннического ПО.
С китайских экономичных смартфонов на Android эта проблема может вскоре исчезнуть, отметил Муртазин. Это произойдёт из-за необходимости проходить проверку в аккредитованных лабораториях, которые будут предоставлять конкретным моделям доступ к одной из основных составляющих операционной системы — Мобильным службам Google.
Гендиректор агентства TelecomDaily Денис Кусков также подтвердил наличие проблемы со списаниями денег за несуществующие международные звонки. По его словам, это «вряд ли зависит от операторов» и определяется тем, какое ПО на устройство установили на китайских фабриках.
Кусков добавил, что при использовании заражённых устройств под угрозой может оказаться не только лицевой счёт абонента, но и, в случае со смартфонами, привязанная к устройству банковская карта.