Утилизационный сбор на колесные и самоходные транспортные средства может вырасти с 1 января 2018 года на 15%. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2018–2020 годы. Увеличение утилизационного сбора принесет бюджету дополнительно порядка 28 миллиардов рублей.
Утилизационный сбор был введен в 2012 году, когда РФ вступила в ВТО и были снижены ввозные пошлины на автомобили иностранного производства. Для легковых автомобилей базовая ставка составляет 20 тысяч рублей, для грузовиков — 150 тысяч. Сбор выплачивают и автомобильные импортеры, и местные производители. Однако для подавляющего большинства российских автосборочных заводов предусмотрены субсидии, сопоставимые со сборами.
Если практика субсидирования сохранится, что индексация сбора практически никак не отразится на стоимости автомобилей. Тем не менее может подорожать импортируемая техника. Кроме того, по мнению представителей двух автоконцернов, с которыми общались "Ведомости", увеличение утилизационного сбора может привести к еще большему снижению импорта автомобилей — с 2012-го по 2016-й он упал в пять раз. Причины: развитие локального производства, ослабление рубля и сокращение продаж автомобилей в целом. Однако есть мнение, что импорт в 2018 году отыграет падение, вызванное увеличением утилизационного сбора, при условии стабильности рубля люди привыкнут к новым ценам.
Однако индексация сбора может и не осуществиться вовсе. Это не самый большой источник дохода в бюджет — по сравнению, например, с акцизами, — поэтому его могут снизить или полностью от этого отказаться.