В июне этого года появился Woebot — чат-бот, созданный специалистами Стэнфордского университета под руководством доктора поведенческой психологии и психиатрии Элисон Дарси. Бот работает в мессенджере Facebook, а его главная цель — следить за настроением пользователя, выслушивать его, давать советы (с помощью коротких видео) и поддерживать.
Как бы печально это ни звучало, но психические расстройства в России — это сильно стигматизированная область. Вы можете в один день проснуться с мыслью: «Я не могу» — и целый день провести в постели, смотря в одну точку, совершенно не думая о важных, любимых и нужных делах. Близкие чаще всего дают весьма бесполезные советы: например, говорят мыслить позитивно. Редко кто скажет, что хорошо бы пообщаться со специалистом: прием у психотерапевта автоматически запишет вас либо в список шизофреников, либо — в список слабохарактерных нытиков, которые не могут справиться со своими проблемами самостоятельно.
Люди поэтому часто остаются со своими проблемами наедине. Эти проблемы могут уйти и сами, но без помощи извне требуется очень много времени: это неэффективно и очень тяжело. Именно поэтому ученые в области клинической психологии пытаются достучаться до окружающих, рассказывая им о последствиях депрессии и тревожных расстройств, о методах самостоятельной (пусть и не очень точной) диагностики при помощи различных тестов (например, шкалы депрессии Бека) и способах помочь самому себе — например, при помощи довольно незамысловатого компьютерного собеседника.
Подобные чатботы, кстати, появились довольно давно. Еще в начале 60-х годов, когда изучение искусственного интеллекта активно набирало обороты, разработчики из MIT создали ELIZA — первого в мире компьютерного психотерапевта. Ее архитектура была довольно проста: в то время эффективные технологии машинного обучения только разрабатывались, а о достаточно мощных для обработки огромного количества данных компьютерах можно было только мечтать. Поэтому разработчики ELIZA поступили до гениального просто: использовали в качестве основы общения бота роджерианскую (клиент-центрированную) психотерапию. Этот метод терапии основан на том, что главным действующим лицом приема является не психотерапевт, а его клиент: он рассказывает о своих проблемах и доходит (разумеется, пользуясь наводками специалиста) до их решения самостоятельно. Разработчикам ELIZA хватило известных на тот момент способов обработки естественного языка: чат-бот брал за основу утверждение пользователя и переделывал его в открытый вопрос, иногда вставляя свои эмпатические комментарии — для большей реалистичности. Кстати, ELIZA до сих пор доступна в сети: например, здесь чат-бот общается с пользователем из старого текстового компьютерного терминала VT100.
Новый бот Facebook, разумеется, превосходит свою предшественницу в техническом плане. Недавно к команде разработчиков присоединился Эндрю Ын — одна из ключевых фигур современных исследований и разработок в области искусственного интеллекта. Об архитектуре Woebot известно немного: основная составляющая его общения с пользователем — это дерево решений, которое использует современные методики обработки естественного языка и дает персонализированные (но все же стандартные) ответы.
Общение с ботом основывается на когнитивно-поведенческой психотерапии. В основе такой терапии лежит предположение о том, что тревожные или депрессивные мысли во многом являются таковыми просто из-за того, что мы их такими считаем. Когнитивно-поведенческая терапия поэтому направлена на «перепрограммирование» подобных мыслей: например, пользователю предлагается переформулировать их в позитивном ключе или принять тот факт, что его депрессивные мысли нецелесообразны и бессмысленны
Бот может попросить собеседника рассказать о чем-то хорошем: например, о последнем достижении, счастливой мысли или о том, удалось ли вам пообщаться с любимыми людьми. Вы рассказываете — бот радуется за вас — вы чувствуете себя чуть лучше.
Бот может попросить собеседника порефлексировать. В этом случае вам придется обратиться к своим самым беспокойным мыслям: «я никогда не буду достаточно хорош», «все считают, что мне все равно» и так далее. Бот попросит вас пересмотреть эти мысли, например, избавиться от обобщений (ну, все люди на Земле точно не могу так считать) и не загадывать на будущее (скорее всего, в какой-то момент все станет лучше), а после этого — переформулировать их заново. Тут, однако, у бота есть небольшой недостаток: он предполагает, что переформулированная мысль стала позитивной, — и просит вас поверить в нее. Между тем, однако, избавление от логических искажений не всегда избавляет мысль от негатива.
В процессе общения чат-бот также предложит собеседнику пройти короткий опрос: спросит о вашей повседневной жизни, общении с другими людьми, настроении, истории психических расстройств, а также соберет демографические данные. После этого бот скажет вам, что отправит эти данные своим создателям — они собирают информацию о применении компьютерных собеседников в психотерапии.