По оценкам Глобального института McKinsey, 14% рабочих мест на мировом рынке труда могут быть автоматизированы уже к 2030 году. Для России этот показатель равен 16%, или примерно 10 млн рабочих мест,— уступить их придется людям 40–45 лет.
К 2030 году компании по всему миру заменят роботами около 400 млн работников, или 14% численности всей рабочей силы, говорится в декабрьском исследовании экспертов Глобального института McKinsey. Сейчас, по их оценкам, на мировом рынке труда может быть автоматизировано около половины профессий. В большинстве случаев (60%) речь идет о трети ежедневной работы — полная же автоматизация, которая воспринимается традиционным рынком труда как угроза, возможна пока менее чем для 5% профессий.
В России, по оценкам экспертов, к тому же сроку может быть автоматизировано только 16% существующих рабочих мест, а средний возраст сотрудников, которым придется менять профессии, составит 40–45 лет. Схожий по доле возможной автоматизации прогноз дан и для других развивающихся экономик, включая Китай, Таиланд, Турцию и Бразилию. Максимальная автоматизация ожидает наиболее развитые страны, начиная с Японии (там люди уступят инновациям 26,5% рынка труда). Большинство развитых экономик автоматизируют к 2030 году 20–25% национального рынка труда. Минимально же (в 5%) в McKinsey оценивают потенциал автоматизации в Кении.
В первую очередь компании подвергнут автоматизации «физические работы в предсказуемой среде» — например, приготовление еды в общепите. На втором месте оказались профессии, связанные со сбором и обработкой данных, на третьем — использующие физическую силу.
Впрочем, как следует из доклада, автоматизация будет не только сокращать существующие, но и создавать новые рабочие места. Однако, чтобы предложение рабочей силы могло гибко следовать за спросом, потребуются усилия и государства, и бизнеса. Властям эксперты рекомендуют в первую очередь совершенствовать и ускорять сбор статистики — без нее отследить последние тренды технологического преобразования будет невозможно. Далее необходимо развивать образовательные системы и повышать приоритетность создания новых отраслей и направлений развития, способных генерировать новые рабочие места, и наращивать инвестиции в опережающую переподготовку работников вымирающих профессий — пока такие расходы не превышают 0,5% ВВП даже в развитых странах. Придется корректировать и системы соцподдержки населения — эксперты ожидают, что автоматизация усилит неравенство в зарплатах.
Новые типы обучения придется внедрять и компаниям — так, отмечают авторы доклада, им понадобятся обновленная статистика собственных мощностей и анализ их продуктивности с учетом автоматизации. Для самих же работников перспективы стремительной автоматизации многих профессий обернутся требованием постоянно обучаться новым навыкам — и уметь предвидеть спрос на них.