Александр Лукашенко в пятницу жестко раскритиковал шаги Москвы в области двусторонних отношений. РБК напоминает подоплеку событий, вызвавших недовольство белорусского президента
Президент Белоруссии на своей большой пресс-конференции выступил с рядом критических высказываний в адрес России. Он обвинил Москву в нарушении международных договоренностей в связи с восстановлением пограничных зон, поручил завести уголовное дело на главу Россельхознадзора Сергея Данкверта «за нанесение ущерба государству», а также заявил, что Белоруссия может обойтись без российской нефти. По словам белорусского лидера, обострение в двусторонних отношениях произошло, из-за того что «у России появилась настороженность, что Беларусь уйдет на Запад».
Почему Россия укрепляет границу с Белоруссией?
1 февраля на интернет-портале правовой информации были опубликованы три приказа директора ФСБ Александра Бортникова об установлении пограничной зоны на границах Смоленской, Псковской и Брянской областей с Белоруссией. В этих зонах появятся пункты въезда и предупреждающие знаки.
Таких зон между странами не было с 1995 года, когда Россия и Белоруссия объединились в Союзное государство. Они появляются для «создания необходимых условий охраны государственной границы РФ», указано в документах. Инициатива ФСБ — это превентивная мера против возможных пересечений границы гражданами третьих стран, пояснил журналистам 2 февраля посол России в Белоруссии Александр Суриков. Россию, по его словам, насторожило решение президента Белоруссии Александра Лукашенко о введении безвизового режима для граждан 80 стран.
О решении Лукашенко сделать это для тех, кто прилетит в Белоруссию с туристическими целями на срок до пяти дней через минский аэропорт, стало известно 9 января этого года. При этом приказ Бортникова был подписан 29 декабря прошлого года. Первый зампред думского комитета по СНГ Константин Затулин («Единая Россия») сказал РБК, что решение ФСБ полностью оправданно: «А на что рассчитывал Лукашенко, разрешая безвизовый въезд в свою страну? Чтобы лица, пребывание которых в России нежелательно, могли просто пересечь границу на автомобиле?» Глава думского комитета по делам СНГ коммунист Леонид Калашников также связал возобновление пограничных проверок с национальной безопасностью.
3 февраля пресс-служба Кремля уверила, что режим пограничной зоны коснется только граждан третьих стран, а для граждан России и Белоруссии ничего не изменится. При этом в комментарии подчеркивается, что инициатива ФСБ «не новация», так как в сентябре 2014 года Лукашенко сам указал установить приграничные зоны со стороны Белоруссии.
Бывший руководитель ФМС Вячеслав Поставник указывал на то, что в пограничной зоне проверка документов может быть тотальной, таким образом, гражданам Союзного государства, возможно, придется показывать документы при пересечении границы. До сих пор этого не требовалось.
Проблемы с пересечением российско-белорусской границы начались в 2014 году после введения Россией ограничений на ввоз импортных продуктов. Поскольку Минск отказался принять аналогичные меры, поставка запрещенной продукции в Россию через Белоруссию стала выгодным бизнесом.
В ноябре того года Россия ужесточила пограничный контроль — все грузовики, включая транзитные, стали проверять на российских КПП даже после проверок белорусскими таможенниками. До этого грузовики досматривались только на внешней границе Союзного государства.
В конце 2016 года проблемы возникли у граждан третьих стран: в сентябре автобус с австрийскими туристами не пустили из Белоруссии в Россию через КПП на трассе М1, им пришлось ехать в объезд, писал «Коммерсантъ». Официальный представитель МИД России Мария Захарова в конце года говорила, что на протяжении многих лет иностранцы свободно пересекали границу, не проходя паспортный контроль, но ситуация в мире кардинально изменилась. Теперь иностранцы могут въезжать в Россию только через специализированные пункты пропуска, указывала Захарова.
За что Александр Лукашенко хочет посадить Сергея Данкверта?
Публичный конфликт между белорусским президентом и главой Россельхознадзора Сергеем Данквертом начался в конце 2016 года. В интервью РБК российский чиновник рассказал, что белорусские поставщики продуктов, к качеству которых у ведомства Данкверта регулярно возникают вопросы, ведут себя «недобросовестно» и «хотят воспользоваться ситуацией, когда российский рынок закрыли для поставок из ЕС, с Украины». Спустя несколько дней Александр Лукашенко публично дал оценку такому заявлению. «У нас, если даже все будет нормально, такие деятели, как Данкверт и прочие, оплюют, оболгут и обгадят, как это было недавно. Оказывается, у него кусок мяса из Белоруссии или стакан молока, или кусок хлеба застревают, продукция не та. И правительство при этом молчит», — заявил он на декабрьском совещании по проекту договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
3 февраля Александр Лукашенко заявил, что Россельхознадзор наносит ущерб Белоруссии, препятствуя ввозу белорусского продовольствия в Россию. В этот же день РБК сообщил, что с 6 февраля Россельхознадзор останавливает поставки говядины и говяжьих субпродуктов из Минской области Белоруссии.
Как меняются отношения Белоруссии с Западом?
«Обострение [в отношениях] происходит, потому что у России появилась настороженность, что Беларусь уйдет на Запад <…> Это согласованная позиция, на которую подтолкнул меня мой друг Путин», — сказал в пятницу Лукашенко.
Впервые санкции в отношении Белоруссии за нарушения прав человека и демократических процедур ЕС ввел в 1998 году, тогда визовые ограничения были введены в отношении 131 белорусского официального лица, включая Лукашенко. Но в последние годы Белоруссия медленно дрейфовала в сторону Евросоюза. В 2015 году Александр Лукашенко согласился помиловать политзаключенных. В феврале 2016 года ЕС отменил санкции в отношении президента, чиновников и компаний.
Экономический эффект снятие санкций пока не дало, сообщил в пятницу Лукашенко. Не удалось пока окончательно согласовать и кредит Международного валютного фонда.
При этом в начале года Минск договорился с Брюсселем о строительстве центров для приема мигрантов, в том числе пытающихся попасть из России в Польшу через Брест. Еврокомиссия выделит на строительство центров €7 млн.
Укреплению позиции Белоруссии на международной арене способствовал конфликт в Донбассе. Хотя официальный Минск не признал вхождение Крыма в состав России, белорусская столица стала основной переговорной площадкой международной контактной группы по Украине. В 2014 году в столицу Белоруссии для переговоров с президентами России и Украины впервые приехали высшее руководство Евросоюза, а в феврале 2015 года — президент Франции Франсуа Олланд и канцлер ФРГ Ангела Меркель. И хотя Лукашенко в переговорах по Украине не участвовал, на правах хозяина площадки приветствовал гостей.
«Ну я не последний уже [диктатор Европы]. Вы только что сказали, что есть диктаторы еще похуже меня. Нет? Я уже меньшее зло?» — иронизировал президент Белоруссии в интервью Bloomberg в марте 2015 года.
Что сейчас происходит с белорусской экономикой?
Экономика Белоруссии пребывает в затяжной рецессии: по оценкам Белстата, в 2015 году ВВП республики снизился на 3,8%, в 2016 году — на 2,6% и в текущем году рост не гарантирован, написали в январском обзоре эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). Белоруссия — единственная страна СНГ, чья экономика в 2017 году сократится, считают аналитики Moody’s Investors Service.
Ситуация с рецессией в стране «зависла», и влияют на нее не только внешняя конъюнктура и цены на нефть или хлористый калий (на удобрения приходится 12% белорусского экспорта. — РБК), говорит Дмитрий Крук, научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC, совместный проект Стокгольмского института переходных экономик и Экономического образовательного и исследовательского консорциума). По его оценке, главным фактором кризиса в прошлом году стало «структурное сжатие»: многие белорусские предприятия в нынешних условиях неконкурентоспособны, из-за чего им приходится не просто ограничивать выпуск, но и вовсе прекращать работу. Расти экономика начнет, только если улучшение внешней ситуации «пересилит» «структурное сжатие», считает Крук. Правительство Белоруссии настроено гораздо оптимистичнее — прогнозирует рост ВВП на 1,7% в 2017 году, говорил минувшей осенью премьер-министр Андрей Кобяков.
Неразрешенность нефтегазового спора с Россией переносит в зону риска белорусскую торговлю, кредитование, транзит и социальную стабильность в целом, считают эксперты ВШЭ. Оценить, как она скажется на выпуске предприятий, сложно, указывает Крук, однако, по его оценке, масштабное сокращение поставок нефти из России может привести к урезанию внутренних поставок в других отраслях, которые определяются «директивным» образом, а также к уменьшению льгот. Что касается торговли, то ситуация в ней из-за спора с Россией ухудшится, но «не кардинально», масштабной угрозы для финансовой стабильности здесь нет, говорит эксперт.
Бюджет страны при этом остается профицитным — в 2016 году превышение доходов над расходами составило 1% ВВП (данные белорусского Минфина). «Профицит полностью будет направлен на погашение государственного долга и исполнение гарантий правительства», — говорил замминистра финансов Юрий Селиверстов. Достичь положительного бюджетного сальдо Белоруссии помогло улучшение макроэкономических и, как следствие, бюджетных параметров в конце прошлого года, отметили в обзоре от 2 февраля 2017 года аналитики Sberbank CIB. Они связывают это с ослаблением белорусского рубля к российскому, которое «способствовало активизации торговли между двумя странами и значительному росту показателей экспортно ориентированных отраслей [Белоруссии], таких как пищевая промышленность». Белорусский рубль за последний год (к 3 февраля 2017 года) подешевел к российскому на 15%, следует из данных Банка России.
По прогнозу Sberbank CIB, ослабление белорусской валюты к российской продолжится и это поможет бюджету, который страдает из-за сокращения доходов от экспортных пошлин. По официальному плану, профицит бюджета в 2017 году должен составить 1,5% ВВП, прогноз аналитиков Sberbank CIB — 0,8%.
Бюджетный профицит в Белоруссии отражает не избыток доходов, а необходимость жестко экономить на расходах, чтобы копить финансовые резервы в условиях высокой стоимости обслуживания внешнего долга. Так, в январе—сентябре 2016 года правительство выплатило около $2 млрд внешних долгов и почти треть этих выплат было профинансировано за счет профицита бюджета, говорится в обзоре Всемирного банка по белорусской экономике за декабрь 2016-го.
Положительное сальдо бюджета «достигается такими операциями, как директивное кредитование через банки или бюджет, а также операции Нацбанка», пишут экономисты из ВШЭ. «В отсутствие значительного внешнего финансирования эти операции не смогут продолжаться из-за их конечного влияния на дефицит бюджета или дефицит платежного баланса», — говорится в их обзоре.
Пошлины на нефтепродукты, которые зачисляются в белорусский бюджет по соглашению с Россией, хотя и считаются доходами, но сразу направляются на погашение внешнего долга, поэтому «по экономической сути» профицита нет — это, «грубо говоря, ноль», говорит Крук. На появление профицита, по его словам, влияет и «неявное бюджетное правило», предусматривающее урезание капитальных расходов — за последние пять лет они сократились с 8 до 3–4% ВВП.
В Белоруссии высокая инфляция: по итогам 2016 года цены выросли на 10,6% (годом ранее было 12%). Нацбанк Белоруссии ставит своей целью снижение индекса потребительских цен до однозначной величины (9%). Регулятор декларирует «нейтральную» денежную кредитную политику, предупреждая как о рисках при ее смягчении (девальвация), так и при излишней жесткости (торможение деловой инициативы и роста экономики). Сейчас размер ставки рефинансирования в стране составляет 17%, но при условии «замедления инфляционных процессов и обеспечения стабильности платежного баланса» Нацбанк готов сократить ставку до 14–16%.
Как на выпады президента Белоруссии отреагирует Россия?
Кремлевская пресс-служба, с одной стороны, подчеркнула, что в Москве придают большое значение развитию Союзного государства России и Белоруссии, с другой — напомнила, что Россия продолжает оказывать масштабную экономическую и политическую помощь Минску. В администрации президента заявили, что с 2011 по 2015 год белорусским партнерам беспошлинно поставлялось от 18 млн до 23 млн т нефти ежегодно, из-за чего российский бюджет недополучил $22,3 млрд. Кроме того, по линии Евразийского фонда стабилизации и развития белорусам предоставили кредитов на $2,5 млрд.
В Совфеде и Думе настороженно отнеслись к выпадам Лукашенко, но сошлись в том, что Кремль не предпримет резких ответных шагов.
Источник РБК в Совфеде надеется, что Россию и Белоруссию не ждет резкое ухудшение отношений: «Думаю, что мы этого не допустим».
Как сказал РБК депутат Затулин, «испытательный период» в российско-белорусских отношениях начался в 2014 году, когда Россия оказалась под санкциями, а белорусское руководство решило, что можно усилить давление на Россию, «выбивая тем самым себе преференции в экономическом плане». Парламентарий напомнил, что Лукашенко не признал присоединения Крыма и публично заявлял «об угрозах русского мира». Впрочем, полагает депутат, таким образом понравиться западным партнерам белорусскому лидеру не удастся: «На Западе он мил никогда не будет».
Депутат Калашников также не видит угрозы для Союзного государства России и Белоруссии в словах Лукашенко, поскольку тот «прекрасно понимает, какие это может повлечь последствия». Калашников сказал, что в двух странах все равно живут «братские народы, но ведь и между братьями бывают споры, ссоры». Белоруссия «завязана на отношения с Москвой очень глубоко», согласился Затулин.
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ, говорит, что никакого конфликта Лукашенко с Кремлем нет, а «есть ежегодная доза острых заявлений от Александра Григорьевича, которая обычно предшествует переговорам по поводу стоимости нефти и газа для Белоруссии». По его словам, выступления Лукашенко — «стандартный ход»: «Он возбуждает российскую общественность, после чего приезжает в Россию и выбивает удовлетворяющие его цены на энергоносители, а также очередную реструктуризацию долгов».