29 ноября, после одобрения парламента, королева Великобритании одобрила принятие закона о «полномочиях следствия», который даст британским спецслужбам возможность беспрепятственно наблюдать практически за любыми действиями граждан. Об этом сообщает The Verge.
По информации The Independent, 48 британских спецслужб смогут получить доступ к любым данным граждан страны, включая звонки, переписку, историю поиска в браузере. Операторы связи теперь будут обязаны хранить эти данные 12 месяцев и обеспечивать доступ спецслужб к сохранённой информации.
Отдельно отмечается, что правительство сможет взламывать смартфоны, компьютеры и даже инфраструктуру городов, если сочтёт это необходимым. Официально парламент одобрил закон в изначальном виде 19 ноября, но требовалось формальное одобрение королевы.
Эдвард Сноуден, бывший аналитик ЦРУ, раскрывший тотальную слежку американских спецслужб в начале 2013 года, перед принятием закона резко раскритиковал его в своём твиттере.
Эдвард Сноуден: «Великобритания только что приняла самый беспрецедентный закон в истории западной демократии. Это заходит дальше чем позволяют себе авторитарные страны»
The Guardian отмечает, что закон был принят абсолютно беспрепятственно. Первоначально британская лейбористская партия, считающаяся в парламенте оппозиционной, встретила новый закон серьёзными возражениями, но это не вылилось в реальную борьбу.
В 2014 году парламент Великобритании уже одобрял похожий закон. Он обязывал хранить метаданные (сведения о факте передачи информации), но был оспорен Высшим судом Лондона и Европейским судом.
Закон о «полномочиях следствия» должен окончательно вступить в силу в 2017 году.
Ранее действия британских спецслужб уже становились объектом общественного осуждения после обнародования документов, указывающих на существование баз данных с персональной информацией граждан.
В России в июле 2016 года был принят и одобрен президентом так называемый «пакет Яровой», состоящий из нескольких законопроектов, расширяющих права спецслужб в области слежки за населением и обязывающий операторов данных (включая социальные сети) хранить телефонные разговоры и переписку, а также предоставлять их во внесудебном порядке по запросу ФСБ. Участники рынка связи оценивали выполнение закона в несколько триллионов рублей.