Эксперты ОНФ в январе этого года провели в регионах мониторинг предельных индексов изменения размера оплаты услуг ЖКХ, которые будут применяться с 1 июля. В муниципалитетах 13 регионов эти индексы вырастут более чем на 10 %.
Активисты фронта отмечают, что местные власти должны принимать решение по модернизации коммунальной инфраструктуры с учетом мнения местных граждан. С этой целью ОНФ предлагает местным властям разработать памятку для того, чтобы более активно и грамотно разъяснять жителям причины роста тарифов в ЖКХ. Это в свою очередь поможет предотвратить ситуации, когда тарифы повышаются без экономической необходимости.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ
По данным экспертов, в муниципалитетах 13 субъектов РФ ожидается значительный рост тарифов – свыше 10 %. В Калининградской области в ряде муниципалитетов такой индекс увеличится более чем на 10 %. Так, в Черняховском городском округе этот показатель составит 41,1 %, в сельском поселении «Дивное» – 39,3 %. В Омской области рост индекса превысит 10 % в более чем десяти муниципальных образованиях. В Московской области самый большой рост запланирован в Софрино – 22 %, в Тамбовской области в Заворонежском сельсовете – 19,7 %, в Башкортостане в городе Октябрьском – 19 %, в Калужской области в городе Козельске – 18 %, в Нижегородской области в Вадском сельсовете – 12 %.
В целом по стране больше всего повышение оплаты затронет сферу услуг по теплоснабжению. В то же время эксперты отмечают положительную динамику в данном вопросе. Так, если в прошлом году рост индекса более чем на 10 % был выявлен в 19 регионах из 82, то в 2018 году таких субъектов РФ оказалось 13.
Если расходы на оплату коммунальных услуг превысят величину индекса, граждане могут получить адресную субсидию. Например, в Челябинской области в 2016 г. принят закон, дающий право на субсидию, если расходы на услуги ЖКХ по отношению к их объему в декабре прошлого года превышают величину предельного индекса, установленного губернатором в году текущем. Кроме того, жителям могут быть компенсированы коммунальные расходы, если итоговая сумма в квитанции превысит 22 % (или меньший порог, установленный регионом) от доходов собственников жилья.
Эксперты ОНФ отмечают, что когда предельные индексы в муниципалитетах повышаются существенно, такая мера может быть оправдана и объясняется рядом экономических причин. Например, нехваткой средств для модернизации коммунальной инфраструктуры. Тарифы могут не покрывать издержки ресурсоснабжающих организаций, из-за чего они терпят убытки, а инфраструктура продолжает изнашиваться. Это приводит к авариям и перебоям в поставке коммунальных ресурсов. Да и с учетом инфляции рост тарифов в принципе неизбежен. Кроме того, значительный рост предельных индексов может происходить при установлении нормативов потребления коммунальных услуг или когда устраняются дисбалансы при регулировке тарифов и доведении их до уровня экономически обоснованных.
По мнению специалистов ОНФ, одна из самых серьезных проблем в сфере ЖКХ сегодня заключается в том, что населению никто не объясняет причины роста тарифов (когда они действительно экономически обоснованы). Люди узнают о повышении уже по факту, когда видят новые цифры в своих квитанциях, которые превышают начисленные в предыдущих месяцах суммы. И это, естественно, вызывает у граждан недовольство и нежелание вообще платить за услуги ЖКХ.