Ряд российских СМИ, например, агентство городских новостей «Москва», «Взгляд.ру» и ИА REGNUM успели сообщить, что с 1 января 2017 года потребитель имеет право не оплачивать счёт, если предприятие коммунального хозяйства не передаёт данные в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Однако Минкомсвязи России ещё 30 декабря проинформировало, что закон, откладывающий срок введения ответственности за это, вступил в силу. В противном случае в стране начался бы настоящий коммунальный апокалипсис.
За что боролись
Поэтапное введение государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства было предусмотрено федеральным законом №209-ФЗ, который вышел ещё в 2014 году. Им предусматривалось создание федеральной централизованной системы, которая аккумулировала бы в себе всю информацию о жилищном фонде в стране.
По задумке её создателей, у каждой квартиры в ГИС ЖКХ должен появиться свой личный кабинет, в котором собственник сможет в режиме онлайн наблюдать, за какие услуги и в каких объёмах производились начисления.
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев заверял, что с помощью ГИС ЖКХ жильцы смогут не выходя из дома оплачивать коммунальные платежи, проверять правильность начислений и выдвигать претензии управляющей компании. Более того, по словам чиновника, система позволит жильцам проводить интернет-собрания и голосования.
Он же отметил, что с 1 июля 2016 года ГИС ЖКХ запущена в промышленную эксплуатацию на всей территории страны.
Глава Минкомсвязи Николай Никифоров осенью на встрече с президентом заявил, что с 1 января 2017 года ГИС ЖКХ начнёт работать в полную силу.
На что напоролись
Чем ближе подходили даты внедрения ГИС ЖКХ, тем громче становились голоса экспертов, бизнес-сообщества и объединений собственников жилья, говорящих, что система не готова, и сохранение жёстких сроков только усугубит неразбериху, царящую в коммунальной сфере.
В числе наиболее очевидных недостатков называли проблему совместимости баз данных. В ГИС в настоящее время стекаются сведения из Росреестра, ФМС и от управляющих компаний, а вопрос сведения их воедино не решён. Отмечали и частые технические сбои в работе системы.
При этом представители управляющих компаний отмечали, что введение ГИС ЖКХ ломает всю существующую бизнес-систему, говоря, что удобство для населения — это только лозунг, которым прикрывается власть, стремясь создать ещё один контролирующий деятельность УК орган.
На этапе внесения информации в ГИС ЖКХ столкнулись и с отсутствием у управляющих, ресурсоснабжающих организаций и местной администрации полных комплектов документов на многоквартирные дома (техпаспортов, кадастровых паспортов, экспертиз домов, энергопаспортов домов).
Восстановление данной документации и введение огромного массива данных представляет собой ещё одну проблему.
Подвели под статью
Одним из важнейших изменений в Жилищный кодекс, которое принесла с собой ГИС, стало требование размещать информацию о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги в системе. Иными словами, коммунальщиков обязали выставлять электронные квитанции наряду с бумажными или вместо них.
При этом в законе отдельно оговаривалось, что при несоответствии сведений, содержащихся в бумажном экземпляре, тому, что отражено в ГИС, достоверной считается информация, размещённая в системе.
Ну а главным сюрпризом, который поставил под угрозу вообще всю систему коммунальных платежей, стало прямое разрешение гражданам не оплачивать счета до тех пор, пока они не выставлены в ГИС ЖКХ.
В случае неразмещения платёжных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги в системе, граждане вносят плату до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были размещены платёжные документы и указанная информация в системе.
ЖК РФ, Статья 155, пункт 2.2.
Законодатель этим не ограничился и ввёл меру ответственности для управляющих организаций, которые по тем или иным причинам не размещали информацию в ГИС.
Неразмещение информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами в размере тридцати тысяч рублей.
КоАП РФ, Статья 13.19.2.
ЖКХ-апокалипсис
Эти поправки действительно должны были вступить в силу с 1 января 2017 года, однако на совещании у заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака 27 октября было зафиксировано, что функции ГИС не работают и наполовину. С проблемами столкнулись и ТСЖ, которым с 2017 года грозили штрафы — многие из них просто не обладали ресурсами для того, чтобы вручную перенести массивы информации.
Тогда же Минкомсвязи и Минстрою были даны поручения подготовить законопроект, предусматривающий отсрочку введения ответственности за нарушение требований закона о ГИС ЖКХ.
Такой закон был принят 28 декабря 2016 года, а опубликован 30 числа, так что неудивительно, что в предпраздничной суматохе его выход не все заметили.
В соответствии с документом, организации сферы ЖКХ и органы власти обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ с 1 июля 2017 года, а административная ответственность за неразмещение информации наступит у них с 1 января 2018 года, то есть на год позже, чем планировалось.
Исключение предусмотрено для городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, для которых такие сроки наступают 1 января 2019 года, а обязанность выставлять электронные счета — с 1 января 2020 года.
Михаил Евраев отметил, что такое решение было принято, чтобы пойти участникам рынка навстречу и не устраивать «шоковую терапию».