Новая конституция призвана модернизировать страну: на Кубе впервые за последние почти 60 лет вводится институт частной собственности, документ открывает возможности для легализации однополых браков, поощряет иностранные инвестиции и усиливает законодательную систему, включая признание презумпции невиновности.
Проект конституции предусматривает значительные изменения в структуре правительства: на Кубе вводится должность премьер-министра, который разделит часть власти с президентом.
Перед вступлением в силу, документ, который заменит нынешнюю конституцию страны, принятую в 1976 году, обсудят на народных собраниях по всей стране. Затем текст конституции вынесут на общенациональный референдум. Скорее всего, конституция окончательно вступит в силу только через несколько месяцев, не раньше середины октября.
По мнению президента страны Мигеля Диаса-Канеля Бермудеса, который пришел к власти в апреле на смену ушедшему в отставку Раулю Кастро, процесс одобрения конституции объединит кубинцев и еще раз подчеркнет «подлинную демократичность» процессов, которые происходят в стране.
Несмотря на то, что из текста конституции исчезла статья о построении коммунизма на Кубе, в конституции по-прежнему закреплена однопартийная система. Коммунистическая партия признается в качестве ведущей силы кубинского общества.
Кубинское руководство настаивает, что предлагаемые изменения не означают разворот к капитализму. «Социализм никуда не денется, и Куба никогда не вернется к капитализму», пишет автор статьи в правительственной газете.
По словам спикера кубинского парламента Эстебана Ласо Эрнандеса, отказ от построения коммунизма «не отменяет наших идеалов». Куба остается, по словам Эрнандеса, «социалистической, независимой, процветающей и устойчиво развивающейся страной».
В проекте конституции представлено новое понятие брака: он определяется, как «союз между двумя людьми», при этом необязательно, что речь идет только о брачных союзах между мужчиной и женщиной.
По словам Омеро Акосты, секретаря Госсовета Кубы, «возможность брака между двумя людьми усиливает наши принципы равноправия и справедливости». Легализация однополых браков потребует дополнительных изменений в законодательстве, добавил Акоста. Даже предполагаемая поправка к конституции будет, вероятно, оспариваться представителями религиозных консерваторов, которые выступали против появления этой статьи в основном законе страны.