Деловые встречи — часть работы почти каждого современного человека. Существует множество подсказок, советов и брошюр о том, как проводить их максимально эффективно, однако в своем исследовании ученые обнаружили, что лишь малая их часть основана на научных данных.
Основываясь почти на 200 научных исследованиях деловых встреч, группа психологов из Университета Клемсона и Университета штата Небраски сформулировала рекомендации для максимально эффективного проведения встреч: как вести себя перед ними, непосредственно во время переговоров и по завершении. Их доклад опубликован в журнале Current Directions in Psychological Science.
Работа над улучшением проведения встреч важна, так как, согласно выводам исследователей, в среднем работники проводят шесть часов в неделю на собраниях, в то время как менеджеры — 23 часа, поэтому отношение сотрудников к этому аспекту работы может напрямую влиять на рабочий процесс. В докладе психологи подчеркивают важнейшие компоненты успешных встреч, включая процесс подготовки, способность избегать конфликтов во время контакта и завершающую стадию переговоров.
До начала встречи необходимо определить главную цель: это должно быть урегулирование конкретных проблем, принятие решений или обсуждение текущих вопросов — рутинной или несрочной информации на них быть не должно. Затем следует определиться с повесткой дня: ее наличие делает встречи приоритетными для всех заинтересованных сторон и позволяет участникам подготовиться заранее. Кроме того, необходимо определиться с правильными людьми: руководители должны спросить, какова цель встречи и чей опыт может быть наиболее полезен компании.
Непосредственно во время встречи поощряйте вклад собеседника в общее дело: выводы показывают, что высококвалифицированные сотрудники используют собрания не только для определения целей и решения проблем в работе, но и для получения обратной связи. Не забывайте о юморе. Исследование доказало, что смех стимулирует позитивный настрой, поощряет участие и творческое решение проблем, оставляя положительные эмоции после собрания.
Кроме того, необходимо помнить о критических отзывах: жалобы могут быстро привести к ощущению собственной бесполезности и безнадежности, поэтому лидер должен вступить в работу с аргументами так быстро, насколько возможно. Однако не позволяйте дискуссии изменить русло и вмешивайтесь каждый раз, когда чувствуете, что беседа ушла от поставленной цели.
После встречи необходимо разослать протокол и дайджест итогов собрания, в том числе тем, кто не смог присутствовать лично. Поддерживайте обратную связь: в частности, лидеры могут идентифицировать проблемы встречи, чтобы повысить удовлетворенность участников. И, наконец, продумайте дальнейшие перспективы развития, опираясь на проведенную беседу.
Исследователи отмечают, что отслеживание визуальных и аудиальных аспектов собраний позволит сконцентрироваться на изучении поведения человека, а не на его отношении к встречам и самоотчетам, а потому следующим объектом их внимания станет формат видеоконференции.