Как ни странно, они с большей вероятностью связывались с владельцем, если в кошельке находилась крупная сумма.
Международная группа ученых из Мичиганского университета (США) и Университета Цюриха (Швейцария) провела масштабный социальный эксперимент. Они подстраивали ситуации, в которых люди получали найденный на улице кошелек и решали, стоит ли его возвращать владельцу. Как оказалось, их решение зависело от суммы, находящейся в бумажнике. Результаты опубликованы в журнале Science.
Авторы проводили исследование в 40 странах, включая Россию, Индию, Мексику, Марокко и Казахстан, в 350 городах. Эксперимент проходил по одному сценарию: ассистент, притворяющийся случайным прохожим, отдавал работникам различных заведений — банков, театров, музеев и других — кошелек, сообщая, что нашел его у входа. Он утверждал, что у него нет времени разбираться с ситуацией, и просил человека связаться с владельцем. Кошелек мог быть пустым или содержать местную валюту, эквивалентную 13,45 доллара или сотне долларов. Вместе с тем внутри лежала записка со списком покупок, ключ и визитная карточка с номером владельца. Всего эксперимент повторялся 17 тысяч раз.
К своему удивлению, исследователи обнаружили, что в большинстве случаев с владельцем кошелька связывались тем чаще, чем большая сумма лежала внутри. Пустой кошелек возвращали в 40 процентах случаев, а с небольшой суммой — в 51 проценте. В трех странах — Польше, Великобритании и США — вероятность возврата сотни долларов в среднем достигала 72 процентов. В таких странах, как Швейцария и Норвегия, кошельки возвращали часто вне зависимости от количества денег. Мексика и Перу стали единственными странами, где большую сумму возвращали с меньшей вероятностью, чем незначительную.
Авторы объяснили результаты тем, какие экономические и социальные условия превалируют в каждой из стран. Вместе с тем они считают, что в развитых странах люди чаще сообщали о больших суммах, потому что им неприятно ощущать себя грабителями, и это ощущение в совокупности с чувством нравственного возвышения при возврате сильнее сиюминутной меркантильной выгоды. К тому же они заметили, что люди в среднем на 9,2 процента чаще сообщали о пропаже, если в кошельке находился ключ, по сравнению с теми случаями, когда ключа внутри не было. Психологи предполагают, что этот предмет позволяет увидеть во владельце реального человека.