С Нового года в России на десятки процентов повышается утилизационный сбор. Рассказываем, насколько сильно из-за этого подорожают машины и стоит ли покупать автомобиль прямо сейчас.
Что случилось
С 2020 года для легковых автомобилей ставки утилизационного сбора в среднем вырастут на 110,7%.
Утилизационный сбор давно существует в Европе. В России этот налог появился в 2012 году, после вступления страны в ВТО (Всемирная торговая организация). Он предусматривает специальный единоразовый взнос, который оплачивается при покупке автомобиля. Эту сумму государство тратит на защиту экологии от вреда, причиняемого во время эксплуатации машины.
Сначала сбор платился только импортёрами, а с 2014 года — и локализованными в России концернами. Базовую ставку уже повышали в 2016-м (на 65%) и в 2018-м (в среднем на 15%, однако для некоторых категорий рост достигал 90%) годах. И это привело к росту стоимости автомобилей. Например, корейский бестселлер Hyundai Solaris в минимальной комплектации подорожал в 2016-м на 10 тысяч ₽ — с 566 до 576 тысяч. В 2018-м Solaris второй генерации вырос в цене на 15 тысяч (с 680 до 695 тысяч ₽), однако коснулось повышение только автомобилей 2019 модельного года.
На сколько вырастут цены
Болезненнее всего повышение утилизационного сбора ударит по легковым автомобилям. Рост пошлины будет зависеть от объёма двигателя и возраста конкретной модели:
до 1 литра: новые — 48 200 ₽, старше 3-х лет — 123 000 ₽;
1–2 литра: новые — 178 400 ₽, старше 3-х лет — 313 800 ₽;
2–3 литра: новые — 281 600 ₽, старше 3-х лет — 480 200 ₽;
3–3,5 литра: новые — 259 600 ₽, старше 3-х лет — 570 000 ₽;
более 3,5 литров: новые — 445 000 ₽, старше 3-х лет — 700 200 ₽.
Эти цифры актуальны для автомобилей, ввозимых юридическими лицами. Для физических — ставка не меняется в зависимости от объёма двигателя (новые — 3400 ₽, старше 3-х лет — 5200 ₽) при условии, что машина будет в личном пользовании.
По словам директора по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр» Алексея Ермилова, модели массового сегмента в среднем подорожают на 40–60 тысяч ₽, а премиального — на 200–300 тысяч.
Получается, что бюджетные автомобили прибавят к стоимости 5–6%. Так, например, если сегодня цена на популярную корейскую модель Kia Rio стартует с отметки 775 тысяч ₽, то ожидаемая стоимость этой машины в 2020-м — около 840 тысяч.
При этом вырастут и цены на комплектующие на 2–3%. В итоге стоимость покупки вырастет на 7–9%.
Что делать покупателям
Повышение ставок утилизационного сбора намечено на 1 января 2020 года. По словам экспертов, цены у автодилеров должны будут вырасти уже в январе.
Поэтому конец года — удачное время для покупки автомобиля. Конечно, это не означает, что необходимо в спешке продавать свою машину или брать кредит на новую. Но если вы планировали приобретать автомобиль в ближайшие полгода — стоит рассмотреть варианты осуществить сделку до конца декабря. Это позволит не беспокоиться о повышении ставки утилизационного сбора и в итоге не переплачивать. К тому же никто не отменял традиционные скидки и подарки от дилеров в преддверии новогодних каникул.