В России планируют ужесточить наказание за шум в ночное время в многоквартирных домах. Обычных граждан могут оштрафовать на сумму от 5 тысяч до 50 тысяч рублей, а юридические лица — от 50 до 150 тысяч. Наказывать будут за систематическое — то есть более двух раз в месяц — нарушение тишины. Авторы законопроекта считают, что это поможет обеспечить комфортные условия проживания граждан и защиту их прав. В общем смысле эта инициатива — часть глобального плана по формированию в России «соседского права», которое пока еще только ищет свой путь развития. Наряду с законопроектом о повышенных штрафах за шум, депутаты планируют внести на рассмотрение и проект о культуре межсоседских отношений. В нем впервые официально вводится понятие «соседи» и регулируются вопросы взаимодействия не только между собственниками, но и арендаторами жилья.
Культура межсоседских отношений в более-менее системном виде существует в России около 30 лет. Тем не менее, пройдет еще достаточно много времени, прежде чем она сможет законодательно и практически оформиться в нечто единое для всей страны. Новый закон станет базой для формирования соседского права и опишет все возможные взаимоотношения между жильцами домов.
Где-то это уже было
Попытки сформировать в России соседское право уже были и относились к вопросам земельного права. Но те нормативные акты скорее были интересны дачникам, нежели обитателям многоэтажек. Еще весной 2012 года депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправки в Гражданский кодекс, которые вводили новое для российского законодательства понятие «соседского права».
Главным образом поправки касались вопросов согласования масштабных работ на соседних участках. Предполагалось, что владелец участка не сможет построить ничего грандиозного без разрешения соседа. К этому добавлялся запрет на возведение построек или заборов, если они затеняют соседскую территорию. Ограничение распространялось даже на деревья.
Уточнялось, что если один сосед принципиально не против действий другого, то строить и высаживать можно что угодно. А в тех ситуациях, когда у собственника нет возможности возвести что-либо на участке так, чтобы не отбрасывать тень на землю соседа, то это не всегда нарушение. В таких случаях в поправках предлагалось оценивать, насколько владелец земли постарался минимизировать наносимый вред.
Однако эксперты усмотрели в поправках противоречия. У граждан сохранялось бы право требовать от соседа согласования и исполнения всех строительных норм. При этом они вынуждены были бы «претерпевать воздействие исходящих с соседнего земельного участка газов, паров, запахов, шумов, если оно не оказывает влияния на использование его земельного участка».
Законопроект предполагал и некоторые бонусы для тех, к кому на участок заглядывают соседские деревья. Все их плоды, упавшие с веток на землю, доставались бы ее владельцу. Это же касалось и проросших через забор овощей. А если соседу не понравились бы проникшие на его территорию корни или растения, он спокойно мог бы их обрубить.
Несмотря на довольно бодрый старт, движение пакета поправок в итоге застопорилось и к ним вернулись только спустя семь лет — в декабре 2019 года. Содержание законопроекта особо не изменилось, да и цель осталась та жа: разработать понятный механизм защиты прав собственников.
Добрососедство
Руководитель проекта «Добрые соседи» Сергей Кузнецов уже долгое время занимается вопросами выстраивания системы эффективного общения соседей и охотно делится накопленным опытом с авторами нового законопроекта. Он рассказал Daily Storm, что в первую очередь инициатива касается многоквартирных домов и правил проживания, так как пришло время подвести под «жилищную культуру» нормативную базу.
«Это то, что давно назрело, и то, что давно существует. Поэтому мы продолжаем обсуждать этот проект… В этом отношении уже есть много накопленного опыта», — говорит Кузнецов.
Он пояснил, что термин «жилищная культура» в России существует уже много лет, но в каждом городе и регионе его понимают по-своему. Внутри этого вопроса можно выделить два аспекта. Первый находится на виду и часто обсуждается — это взаимодействие соседей в ночное время и все сопряженные с этим правила. Второй менее заметен, а потому требует большего внимания к себе. Речь о культуре взаимодействия арендаторов и собственников.
«Здесь всегда стоит вопрос о том, кто же отвечает за действия тех и других. С одной стороны, когда мы говорим о нанимателях, то мы знаем, что они не имеют права принимать участия в общих собраниях и решать какие-то важные вещи относительно судьбы дома. Но где выкидывать мусор, как выключать свет, как соблюдать закон о тишине — этим правилам они следовать должны. Поэтому все-таки важно подчеркнуть роль нанимателей, которые действительно важны и заметны, но многие при этом находятся в «сером» поле», — комментирует Кузнецов.
По мнению эксперта, с помощью нового законопроекта как раз можно будет осветить вопросы взаимодействия и управления. Проблема в том, что в России есть понятная система, которая касается собственников, но с теми, кто арендует квартиру, все не так. Они могут снимать жилье годами или даже десятилетиями, но их все равно не рассматривают как партнеров, которые могли бы внести свой вклад в повышение комфорта условий проживания.
«Получается, что есть мы — собственники, и те вот, которые снимают жилплощадь. А они ведь такие же соседи и пользуются теми же лампочками, лифтами и мусоропроводами. Вот этой культуры у нас и нет», — подчеркивает Кузнецов.
Особенность нового законопроекта в том, что в законе впервые предлагается закрепить понятие «соседи». В уже существующих нормативных актах есть «собственники», «жители», «граждане» и даже «добрососедство», но «соседей» до сих пор нет.
«У нас написано даже про поддержание жилищной культуры, а вот про заботу о своих соседях, взаимодействие с ними — такие формулировки предложили только сейчас. Даже если в итоге в проект внесут значительные правки, это все равно все будет обсуждено и дальше станет базой для новых инициатив и хороших идей», — отмечает Кузнецов.
Для разработки «соседского права» эксперты обращались и к зарубежному законодательному опыту. В Восточной Европе и странах СНГ он практически совпадает с российским. По сравнению с Западной Европой различий больше. Там важно наличие отлаженной системы, каждый нюанс определяется и прописывается на основе многолетнего опыта.
«Но на Западе системе много-много лет, а у нас ей исполнится только 30, даже меньше. Поэтому мы только учимся. Нам хорошо бы взять весь опыт и сделать что-то среднее между жесткой западной системой, к которой мы еще не готовы, и нашим российским «авось сойдет», — считает Сергей Кузнецов.
Руководитель проекта «Добрые соседи» проводит параллель со штрафами ГИБДД за непристегнутый ремень безопасности. Постепенное ужесточение наказания все же приучило водителей пристегиваться, даже тех, кто сам не заботится о своей безопасности. Пристегнуться стало проще, чем каждый раз платить крупную сумму.
В случае с взаимоотношениями между соседями закон может сработать точно так же. Например, можно постепенно подвести собственников к необходимости хотя бы раз в год участвовать в общих собраниях. Важно, чтобы все жильцы вносили свой вклад и несли ответственность за принятие решений, важных для жизни дома.