Ограничения, инициатором которых выступило Минэнерго, будут действовать до сентября 2020 года
Правительство России в связи с падением цен на нефтяном рынке решило временно ограничить импорт топлива, которое подешевело за границей вместе с нефтепродуктами. Это позволит предотвратить поставки дешевого иностранного бензина на российский рынок.
Как рассказали РБК два источника, инициатором предложения выступило Минэнерго. Кроме того, идея была поддержана вице-премьером Юрием Борисовым. Сначала о запрете объявят компаниям, а позже его закрепят законодательно.
Издание отмечает, что ограничения, скорее всего, будут носить временный характер — на текущий момент они рассчитаны до сентября 2020 года. Именно этот период, согласно расчетам Минэнерго, будет держаться низкая цена на нефть.
В России, в отличие от остальных стран, где цены на бензин и нефть рухнули одновременно, действует демпфер (механизм регулирования цен в случае неожиданной ситуации на рынке). Благодаря этому механизму отношения государства и нефтяников развиваются следующим образом: компании доплачивают в бюджет, если на российском рынке складывается выгодная для отечественных производителей ситуация, поэтому снижения цен на АЗС ожидать не стоит. Однако если ситуация становится невыгодной для бизнеса, то уже государство доплачивает предприятиям, чтобы те не поднимали цены.
Сейчас, как отмечают эксперты, цена за тонну отечественного бензина на внутреннем рынке выше экспортной (за вычетом различных налогов, так называемый нэтбек). Например, в России цена на топливо АИ-92 составляет 38,8 тысячи рублей за тонну, а экспортная цена — 25,7 тысячи рублей за тонну, указывает РБК.
Также на ситуацию негативное влияние оказал режим самоизоляции, введенный в большинстве регионов страны, в связи с чем спрос на бензин сильно упал. Например, по оценкам Минэнерго, в крупных городах спрос на топливо снизился на 10-30%.
Именно поэтому власти и решили ввести запрет: в ином случае внутренний рынок России заполнит дешевый бензин иностранного производства, возникнет переизбыток предложения и отечественным нефтеперерабатывающим заводам придется снижать загрузку сырья, что нефтяники воспринимают негативно.
Однако гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов отметил, что такая мера приведет лишь к монополии крупных российских НПЗ на внутреннем рынке.
«Вместо того чтобы запрещать импорт топлива, следует исправить или отменить демпфер, который является основной причиной существующего рыночного перекоса», — считает он.
31 марта «Коммерсантъ» сообщил, что рынок автомобильного топлива в России может оказаться под давлением импорта из Европы, Белоруссии и Китая. По оценкам издания, российский бензин стоит дороже импортной альтернативы по меньшей мере на шесть-восемь тысяч рублей за тонну. При этом российские нефтекомпании не могут снизить цену внутри страны из-за демпферной составляющей обратного акциза на нефть.
По мнению специалистов, демпфер не рассчитан на низкие цены на нефть и нуждается в корректировке. Однако в Минфине изданию заявили, что такой вариант сейчас не рассматривается. Источники газеты отмечают, что корректировка расчета демпферной составляющей — болезненная тема, поскольку приведет к сокращению бюджета, а денег в текущих условиях и так мало.