Собчак записала новое обращение к Путину — теперь о преследованиях в школах и вузах
Шоувумен и телеведущая Ксения Собчак обратилась с новым обращением к президенту Владимиру Путину, заявив, что теперь намерена делать это регулярно, в надежде на то, что однажды будет услышана. Как и неделю назад, обращение было сделано в эфире телеканала «Дождь». На этот раз Собчак напомнила главе государства, что школы и университеты были созданы, в том числе, для того, чтобы научить новые поколения думать, сомневаться и высказывать разные точки зрения в открытых дискуссиях. Однако в сегодняшней России побеждают тенденции, заставляющие опасаться, не строятся ли на тайных верфях новые «философские пароходы» для высылки несогласных интеллектуалов.
Znak.com дает возможность читателям ознакомиться с текстом полной версии видеообращения.
«Дорогой Владимир Владимирович!
Сегодня я расскажу вам о том, о чем вы вряд ли узнаете из ежедневных докладов — там не фигурирует ваша фамилия, да и дело вроде бы негромкое. Подумаешь, допросили профессора Саратовского университета, некую Веру Афанасьеву. Повод для задержания весьма интересный: профессор писала открытые обращения о коррупции в родном вузе и проблемах российского образования. Вряд ли у вас было время прочитать ее письмо, оно ведь даже адресовано не вам, а министру образования. Но при этом профессор Афанасьева, доктор философских наук, затронула в своем письме кое-что, о чем вы обязаны знать.
Вот цитата: „Страх господствует в системе российского образования — вернее, многочисленные страхи. Страх потери работы. Страх показаться политически нелояльным. Страх быть не христианином… Страх перед студентами. Страх остаться без студентов… И в этих условиях любое правдивое высказывание воспринимается как подвиг или сумасшествие“.
Владимир Владимирович, я уверена — вы были так заняты международными делами, что у вас даже при желании не было времени давать указания кошмарить профессоров. Но кремлевские кураторы образования и молодежи уже уловили новый курс.
Знаете ли вы, что московские следователи вызывают для бесед директоров тех школ, ученики которых вышли на Тверскую 26 марта? Знаете ли, что преподавателя Сибирского федерального университета Михаила Константинова уволили после того как он показал детям фильм Алексея Навального? Знаете ли, что в московском СИЗО сидит преподаватель Высшей школы экономики Дмитрий Богатов, якобы собиравший подростков на несанкционированный митинг? Знаете ли, что после того, как из МГИМО, моего родного университета, уволили профессора Андрея Зубова, все остальные, испугавшись, не позволяют себе вообще никакой критики российской внешней политики? Слышали ли вы дикую историю про то, как преподаватель консерватории зачитывал студентам список врагов народа, попутно рассказывая, что враг народа номер 56, Ксения Собчак — не настоящая дочь Анатолия Собчака, вашего коллеги, а подкидыш?
Владимир Владимирович, это все приведет к ужасной катастрофе, как приводит всегда, когда люди боятся. Старательные исполнители доведут пропаганду в школах и университетах до абсурда, после которого детей начнут переводить на домашнее образование — во всяком случае, родители подумают о том, что так будет лучше всего.
Вряд ли раньше бы эта тема меня как-либо тронула, но теперь это моя личная проблема тоже, а не только ваша и нашей страны. Мне лично казалось важным, что мой ребенок рожден в России, а не в Америке ради паспорта, как советовало большинство моих знакомых. Мне также важно, чтобы через 6 лет он пошел не в английскую школу, а в русскую.
Но его должны учить спорить и подвергать сомнению, а не кричать хором „Крым наш!“ или какие-то другие лозунги. Университеты, школы — это умение задавать вопросы, сомневаться, дискутировать, а не зачитывать методички.
Вы же любите русскую историю и наверняка читали биографии великих русских ученых Менделеева и Мечникова. Дмитрия Менделеева уволили из вашего родного университета за сочувствие студентам-бунтарям. Ну, а Илья Мечников после преследований охранки уехал из России и получил Нобелевскую премию как директор Пастеровского института. О том, где сломали челюсть прославленному академику Королеву, и вспоминать не будем спусти три дня после Дня космонавтики.
Если вы лично не дадите понять, что это неприемлемо, что гонения инакомыслящих преподавателей и студентов преступны, то страх сожрет образование. А дети все равно будут выходить протестовать и не будут верить своим учителям. Еще раз посмотрите на историю: лучший университет — это всегда рассадник несогласных. И это — прекрасно. Студенты — это всегда левый дискурс, и это нормально. Как говорил Черчилль — и фраза эта несомненно вам понравится, — кто в молодости не был революционером, у того нет сердца, а у того, кто в зрелости не стал консерватором, нет мозгов.
Оставьте, пожалуйста, детей и преподавателей уже в покое, потому что все равно ничего хорошего уже не получится. Вырастут либо беспринципные приспособленцы, либо еще большие радикалы».