Жители Москвы начинают осознавать масштабы и возможные последствия «реновации жилищного фонда»
20 апреля Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона с многословным названием «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения Москве»*. Одним законом вносятся изменения сразу в восемь федеральных законов, и только по странному недоразумению не упоминается сущая мелочь — Конституция Российской Федерации, так как новой законодательной дубиной в России уничтожается право частной собственности гражданина — как минимум на жильё. Но, предположу, к животным из этого стада аппетит приходит и существенно возрастает во время еды.
Прошло немногим больше месяца с момента внесения проекта федерального закона в Госдуму (10 марта), как граждане стали понимать: это не шутка, это не плод белой горячки или весеннего обострения маниакально-депрессивного психоза, это тщательно продуманный план лишения права собственности на жильё минимум 1 миллиона 600 тысяч москвичей — зарегистрированных на территории столицы граждан России, имеющих в личной или долевой собственности жильё в многоквартирных домах определённых годов постройки и относительно низкой (для Москвы) этажности.
Предложенную схему «реновации» трудно с чем-то сравнить, она не имеет прямых аналогов.
Суть идеи проста. Целые кварталы домов, по перечню не только определённых типов проектов, но и просто годов постройки, жильцы которых неким специфическим способом (с помощью опросов на контролируемом мэрией Москвы сайте «Активный гражданин», многократно прославившемся варварскими накрутками голосов и в электронной системе оказания государственных услуг) дают согласие на переезд, будут приговорены к сносу, при этом голоса граждан, не принявших участие в опросах, будут засчитываться как согласившиеся. Представляете картину?
Если задуматься, то ничего удивительного: чиновники и депутаты, год за годом приходящие в служебные кабинеты через масштабные фальсификации на выборах, фактически узурпировавшие право власти и намеренные сохранить его пожизненно, совершенно логично основывают своё право отнимать чужую частную собственность по результатам таких же масштабных фальсификаций. Чем по существу украденный на выборах голос отличается от отнятой «по решению большинства» квартиры? И то, и другое — личная и неприкосновенная собственность гражданина. И то, и другое давно с презрением отрицается властями.
«Народ, ты холоп, у тебя нет политических прав, кроме права поклонения нам», — говорит власть народу на выборах и фальсифицирует голоса миллионов. «Народ, ты холоп, у тебя нет имущественных прав даже на то, на что мы сами дали тебе документ о праве собственности», — говорит власть народу на выборах и отнимает жильё у миллионов людей. Для начала — в Москве. Ну так лиха беда начало. Московские политические ветра заразны.
Народ приравняли к строительному мусору, с которым ковшом экскаватора можно сделать что угодно.
Людям обещают квартиры такого же размера в тех же или «соседних» районах Москвы, а для согласившихся на иной вариант переезда — фактически в каких угодно районах. Улучшения жилищных условий не будет: вместо однокомнатных квартир будут давать однокомнатные, вместо двухкомнатных — двухкомнатные и т. д. На месте 5-9-этажных домов построят 16-36-этажные и выше бетонные колонны-муравейники, куда «ссыплют» ныне живущих и добавят к ним «радостных новосёлов» откуда угодно. Сказать, что это будет более комфортное жильё, невозможно. Это классическая депрессивная жилищная застройка, фабрика стрессов и самоубийств.
В положения законопроекта было бы невозможно поверить, если бы он не был официально опубликован. Согласно ему право собственности гражданина на жильё и, соответственно, регистрационные документы на право частной (!) собственности утрачиваются на основании решений органов исполнительной власти. Если граждане, оставшиеся «в меньшинстве», в течение 60 дней не освобождают жильё и не дают согласия на новую квартиру, то они будут выселены по суду — на улицу, в никуда.
На пятнадцати листах российские законодатели (представители народа!) подробно и тщательно вытирают ноги о священное для любой цивилизованной страны право частной собственности гражданина. Переписываются Земельный, Жилищный и Градостроительный кодексы. А по умолчанию — Конституция.
Напомню: по предварительным данным, речь идёт о правах 1 млн 600 тыс. человек, и это пока очень неточные оценки.
Кому это выгодно? Ответ лежит на поверхности. Одним из крупнейших лоббистов в России является строительная индустрия. Строительство высотного многоквартирного жилья — один из самых доходных видов бизнеса. Вложения окупаются многократно. Кризис сильно ударил и по этой отрасти экономики также: покупательский спрос упал.
Как мало какая другая, строительная отрасль связана с властями: градостроительные и земельные вопросы, разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию. Уровень коррупции — запредельный. Лоббирование интересов крупнейших застройщиков и девелоперов в Москве — это не просто откаты квартирами и взятки в дипломатах, это многомиллиардные (не в российской валюте) инвестиции в офшорные компании и теневой бизнес. Участники этой аферы века не просто озолотятся, они разбухнут от денег, они будут трескаться от денег. Оборот только коррупционных средств может составить сотни миллиардов, возможно, несколько триллионов рублей.
Конечно же, создаётся специальный региональный оператор — фонд содействия реновации жилищного фонда в Москве. Масштабы злоупотреблений этой организации невозможно просчитать. Фонды капитального ремонта, большинство директоров которых сядут в обозримой исторической перспективе, покажутся игрой детей в песочнице.
Щедро пересыпанные многими нолями суммы, как слюни, уже стекают со многих щёк. Они не нажрутся никогда, пока их не остановят.
Квартира, свой угол, свой очаг — то, на чём держится мечта практически всех людей. Это место успокоения, утешения, место личного мира, в котором на немногих квадратных метрах помещается целая вселенная.
И одним законом это всё отменяется. «У вас ничего нет, забудьте. Это было всё не ваше, вы ошиблись. А если у вас что-то будет, то мы сами решим, что это будет и где это будет. И насколько».
Это не просто хамство и не просто презрение — это полное отрицание ценности человеческой личности, отрицание человека как субъекта права. Это мегабомба под сами основы государства, если признавать его по замыслу народным.
Люди будут защищать свои дома, свой личный семейный угол — такой, какой он есть сейчас. Те, кто никогда раньше не выходил на улицу, кроме как по простым потребностям, теперь ощущают совсем другую потребность: потребности выразить свой гнев, своё возмущение, потребность защитить свой личный угол на земле — там, где он находится ныне волею судьбы.
И никто не знает сегодня, не будет ли через несколько лет в тёплых от типографской краски учебниках новейшей истории написано: «Совершенно неожиданно всё началось с реновации жилых домов в Москве. Благими намерениями оказалась устлана дорога в ад».
…С дикой злостью смотрят на происходящее в Москве жители российской провинции, где сотни тысяч людей до сих пор живут в аварийном и ветхом жилье — в домах-бараках послевоенной поры, где нет удобств, круглосуточная пожарная опасность, холод зимой и жара летом. На расселение этих домов, часто на спасение жизни живущих там граждан, денег не нашли. А их нужно намного меньше, но очень срочно. Правда, на этом так много не заработаешь и не украдёшь.
На поглощение многих сотен миллиардов бюджетных денег (в том числе тех самых налогоплательщиков, которых лишают жилья) в одни и те же безразмерные брюха есть всё — власть, беспредельные законы, пропитанная ложью и ненавистью к людям пропаганда. Этот воздух плохо пахнет ветром вековой давности. Но у беспредельной жадности отсутствует обоняние.
На фоне закипающей от изумления и гнева Москвы в провинциальном и почти тихом Пскове — свои неприятности.
В декабре 2016 года депутаты Псковского областного Собрания отменили решение регионального парламента «О мерах по сохранению культурного наследия города Пскова» от 29 июня 1995 года, в котором был утверждён проект объединённой охранной зоны памятников истории и культуры города Пскова. Это развязало руки застройщикам, которые могут теперь возводить многоэтажки там, где ранее были ограничения высотности застройки (как раз до 5 этажей).
Я предупреждал, что визуальные защитные коридоры для объектов культурного наследия защищают не только памятники культуры — они защищают жителей города от уплотнительной высотной застройки, и это сознательно замалчивалось властями, потому что власти являются лоббистами крупного строительного бизнеса и напрямую действуют в его интересах, которые не отделяют от своих личных.
Действующий бесконтрольно, крышуемый властями бизнес не думает о соседях, дворах, парковках, землях общего пользования, игровых и спортивных площадках, скверах, о людях вообще — он заинтересован выкачать из бюджета и людей максимум денег. Других целей просто нет.
Власти Пскова и области точно так же, как и власти Москвы, сдали жителей на съедение крупным застройщикам. Это, в их понимании, нормальный пищевой цикл для современной России. Это полностью соответствует приоритетам нынешнего Российского государства, у которого нет на самом деле нормального рефлекса государственности, который должен держаться на уважении к людям.
У нынешних застройщиков России в ходу совершенно другой строительный материал, другой породы камень и другой по составу раствор. Они строят власть и собственность с помощью лжи, презрения к людям и дикой, феодальной жажды наживы.
Недолго простоит дом на таком фундаменте.
И не будет в таком доме гражданского мира.
*Авторами законодательной инициативы стали депутаты Государственной Думы РФ Н. Н. Гончар, И. В. Белых, Г. Г. Онищенко, Е. В. Панина, В. И. Ресин, А. В. Жарков, В. В. Селиверстов, А. Б. Выборный, Д. А. Морозов, Н. Т. Антошкин, В. А. Крупенников, М. В. Дегтярев, П. О. Толстой, Л. Н. Духанина, И. М. Тетерин, Д. В. Саблин; а также члены Совета Федерации З. Ф. Драгункина, В. И. Долгих. Проектом федерального закона изменения вносятся в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации», федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Земельный кодекс Российской Федерации, «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О государственной регистрации недвижимости».
Лев Шлосберг