Во Владивостоке во время Восточного экономического форума отменили читку пьесы Михаила Дурненкова "Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз" в Приморском театре молодёжи. Театральный сезон должен был открыться читкой пьесы в театральном дворике 2 сентября, но накануне приезда президента РФ в театр позвонили из министерства культуры и архивного дела Приморского края.
Сотрудники театра рассказали редакции Сибирь.Реалии, что режиссерам также "рекомендовали" заменить и другие пьесы, но в знак протеста они полностью отменили бесплатные "Читки в четверг". Бывший глава департамента культуры Сергей Матлин объяснил, что чиновники в принципе не могут контролировать этот проект. По его словам, ранее в крае подобной цензуры в культуре не было.
Художественный руководитель театра Лидия Василенко призналась, что "к сожалению, не может комментировать происходящее". Ранее в фейсбуке она написала: "Мне трудно. Мне очень трудно. Сегодня отменили читку пьесы Дурненкова. Я в растерянности".
По словам сотрудников театра, от происходящего "все в шоке", потому что "рекомендации" чиновников коснулись "абсолютно безобидного" бесплатного мероприятия, которое проводится во внутреннем дворике театра молодежи каждый четверг.
- Это нельзя назвать спектаклем, это читки - наброски постановки. Они не требуют декораций, каких-то вложений. Актеры и режиссер работают бесплатно. Поэтому билеты не продаем, все желающие просто приходят и смотрят. Читки пользовались большим успехом, каждый четверг дворик театра набивался до отказа. Но вмещает он все равно немного - человек 200, - сообщил редакции один из сотрудников театра на условиях анонимности. - Сейчас в Приморье тепло, плюс 27, планировалось, что весь сентябрь будем делать проект, но когда нас "попросили" заменить и остальные спектакли "Читок в четверг" (утвержденные еще в июле), режиссеры возмутились и отказались.
Бывший руководитель краевого департамента культуры (сейчас эта должность - министр культуры Приморья) Сергей Матлин утверждает, что чиновники не имели фактического права на запрет читки, так как эта постановка точно не подпадает под госзадание, а значит, не финансируется из бюджета.
- В Приморье 90% учреждений культуры автономные, то есть государство их не содержит, они сами решают, какие спектакли ставить, как продавать билеты. Из бюджета они получают субсидии на определенное количество постановок в сезон, но также без точных рекомендаций и названий. При этом конкретно эти читки вообще никак не финансируются госсредствами, не попадают под госзадание - проект был личной инициативой коллектива, ни рубля бюджетных денег на него не потрачено, - знает Матлин. - Вообще театр расцвел за последние 2 года, с появлением нового руководителя: постоянно какие-то новаторские постановки, новые проекты, зритель пошел. И рубить замечательную инициативу сейчас.. Противно и мерзко. "Испанский стыд" - делают они, а стыдно почему-то мне… Отмечу, что пьесу Дурненкова я не читал, но даже если в ее тексте было нечто, вызывающее претензии - это вопрос творческий, чиновники не имеют права его решать. Для этих целей есть худсовет или экспертный совет при губернаторе. Но не Минкультуры. Уверен, они даже не открывали пьесу. И особенно странно этот запрет выглядит на фоне того, что пьеса Дурненкова уже была поставлена в Москве в государственном театре – Центре имени Мейерхольда на средства Фонда президентских грантов.
Случившееся является опасным прецедентом. Если сегодня не дать отпор, то завтра у чиновников появится желание занавесить в галерее картину с обнажённой натурой, послезавтра - редактировать не понравившуюся информацию в экспозиции музея, а ещё через пару дней скажут: "Что-то костюм Шапокляк в Театре кукол сильно похож на наряд Яровой, надо заменить!". В Приморье в своей практике я подобного не припомню, но в стране у нас уже есть прецеденты: из последних - претензии к спектаклю "Первый хлеб", а именно к монологу Лии Ахеджаковой (после жалобы общественной организации "Офицеры России" на театр в Генпрокуратуру и мэрию Москвы на "чрезмерно используемую ненормативную лексику" и "неприкрытую пропаганду однополой любви" монолог актрисе сократили, а позже спектакль исчез из афиши театра). К чему приведет подобное директивное управление искусством? Мы получим полный шлак вместо творчества. Потому что искусство не терпит несвободы".