Сегодня на ПМЭФ некоторые т.н. «общественники» и представители отдельных СМИ устроили натуральную вакханалию по поводу деятельности ОНФ и ОПРФ. И ладно, если бы обсуждали участие этих общественных структур в формировании бизнес-климата, но зачем-то перешли на личности. Критике подвергся Александр Бречалов, а заодно и Вячеслав Володин. Видимо, основные критики в лице Гусева, Кудрявцева и Венедиктова начитались анонимных телеграмм-каналов, а потому решили сыграть не опережение. Получилось, мягко скажем, не по делу и без оглядки на самих себя. Однако пройдёмся по сути претензий и по персоналиям говоривших.
Вот скажем, Демьян Кудрявцев. Заявил, что Общественная палата – это симулякр, а ОПРФ при Володине хуже, чем ОПРФ при Суркове. Авторитетный медиаменеджер, который в своё время просто был обласкан Березовским, и за счёт махинаций с его деньгами сколотил себе солидный капитал. Изображает из себя независимого владельца СМИ. При этом активно топил за Болотную в 2011 году посредством ЖЖ и «Коммерсанта». Интересно, что ни с какими общественными инициативами не выступал, а все его обиды кроются лишь в том, что его проекты с 2012 года лишились госфинансирования. Естественно, для него ОП будет симулякром, а Володин будет врагом. Это однако тот случай, когда Вячеславу Викторовичу стоит сказать спасибо. А Демьяну Кудрявцеву стоит напомнить, что при Володине с общественниками как раз-таки начался активный диалог. Достаточно вспомнить встречи с Людмилой Алексеевой и Елизаветой Глинкой, а также с другими значимыми общественными фигурами рангом поменьше. Кстати при Володине ОПРФ получила больше прав, а Бречалов реально ездил по регионам и наводил страх на губернаторов.
Теперь посмотрим на позицию главвреда «Московского комсомольца» Павла Гусева. По его мнению, ОПРФ при Володине стала ярко выраженной политизированной структурой. Видимо, политизация заключалась в том, что таких Гусев из ОПРФ активно разгоняли, дабы они там не занимались лоббизмом политических интересов различных групп влияния на самом верху. Не забыл Гусев похвалить и общественные советы (сам он является председателем общественных советов при МинОбороны и МЧС), забыв при этом добавить, что их неэффективность уже давно признали не только в регионах, но и президент Владимир Путин.
Недовольство Гусева ОПРФ понятно. В своё время его инициативу о разрешении рекламировать БАДы и алкоголь в СМИ активно раскритиковали именно в ОПРФ. Вот и бесится Гусев, пытаясь уколоть уходящий созыв.
Рассмешил главвред «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, сказавший, что работать должны не отдельные люди, а институции. Видимо, забыл Алексей Алексеевич, что единолично председательствует на «Эхе» уже четверть века и не особо обращает внимание на мнение журналистского коллектива. Одна история с Лесей Рябцевой чего стоила. А уж фееричный слив протестного движения, когда Венедиктов решил пришёл в мэрию с «бутылкой вискаря», дабы слить весь протест на Болотной, вообще должна давно сделать его нерукопожатым в любой интеллигентской и протестной тусовке. Видимо, Венедиктов свято полагает, что демократия есть только для демократов, но при этом не забывает потыкать власть за отсутствие демократии.
В сухом остатке можно резюмировать следующее. Во времена Вячеслава Володина ОПРФ и ОНФ превратились в инструменты контроля за деятельностью региональных властей и федеральных СМИ. Поддержку получили те, кто раньше не мог на неё рассчитывать, потому что их не было видно за зажиревшими фигурами всех этих несменяемых и как бы независимых главредов. На первый план выдвинулись общественники, который уже давно уважали в обществе, но которых не пропускали несменяемые фигуры. Володин фактически наладил систему взаимодействия с гражданским обществом, ограничив иноагентов, финансировавших и как бы независимые СМИ и как бы независимые организации. Теперь вся эта свора хочет взять реванш. Надеюсь, до такого развития событий не дойдёт.