Психологи из Университетского и Королевского колледжей Лондона пришли к выводу, что коммуникативные трудности служат причиной, а не следствием социофобии, и могут снижать риск генерализованного тревожного расстройства.
Высокая распространенность социофобии вызывает интерес к факторам риска, которые способствуют ее возникновению. Хотя расстройство нередко выявляется еще в раннем возрасте, с течением времени его встречаемость в популяции возрастает: так, среди детей показатель составляет 3–4 процента, подростков — 9 процентов, а среди зрелых людей — 12–13 процентов. Известно, что помимо мутаций социофобия нередко сопровождается трудностями в общении, например страхом публичных выступлений. Но поскольку симптомы могут проявляться даже в рамках пассивного взаимодействия (в частности, потребления пищи в общественном месте), роль коммуникативных навыков в этиологии болезни остается неясной.
В новой работе британские ученые оценили коммуникативные трудности и психический статус 9491 ребенка в возрасте семи, десяти и 13 лет. В выборку вошли участники исследования ALSPAC, рожденные в Бристоле в 1991–1992 годах. На первом этапе авторы изучили социально-экономический статус детей на основании образования матери — прошлые работы показали, что этот критерий позволяет надежно предсказать социальное и материальное благополучие. Затем они определили коэффициент интеллекта детей с помощью теста Векслера и риск развития расстройств аутистического спектра (РАС) посредством опросника SCDC. Высокие баллы по SCDC соответствовали нарушениям коммуникации.
Построенный план с перекрестным лагом с учетом социально-экономического статуса и коэффициента интеллекта. Статистически значимые векторы между коммуникативными трудностями (SC Diff) и социофобией (SA) выделены жирным шрифтом / ©Hannah Pickard et al., The Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 2018
Для диагностики социофобии авторы использовали соответствующую подшкалу опросника «Оценивания развития и здоровья» (The Development and Wellbeing Assessment questionnaire, DAWBA). Она включала в себя шесть пунктов, которые родители респондентов должны были оценить по двухбалльной шкале. Как и в случае SCDC, рост общего балла принимался за отрицательную тенденцию. На этапе статистической обработки исследователи задействовали двухуровневый план с перекрестным лагом (cross-lagged panel model) — он позволил сопоставить признаки на предмет причинно-следственных связей. Причем анализ предполагал рассмотрение тенденции в динамике, в зависимости от возраста детей.
Результаты показали, что коммуникативные трудности, по всей видимости, выступают не следствием, но причиной социофобии. Наиболее выраженный характер тенденция носила в период между семью и десятью годами. При этом социодемографические параметры, в том числе пол ребенка, слабо коррелировали с риском расстройства. По мнению ученых, эти данные дополняют знания о связи тревожности с навыками общения. Поскольку анализ выполнялся на крупной выборке, его итоги можно распространить на популяцию: вероятно, нарушения коммуникации в детстве способствуют отложенной социальной тревожности и вместе с тем ограничивают возникновение тревожного расстройства.