На российском рынке труда наблюдается переизбыток выпускников вузов, каждый десятый из которых может стать безработным по окончании учёбы. При этом наблюдается нехватка специалистов со средним специальным образованием. Об этом говорится в докладе аналитического центра при правительстве России.
Эксперты отметили, что на развитие российских регионов негативно повлиял «образовательный разрыв» между территориями и то, что молодёжь уезжает учиться за границу. Проблема усугубилась из-за того, что нынешнее предложение выпускников вузов на 18% превосходит спрос на трудовые ресурсы.
В том случае, если ситуация не изменится, около 10% или каждый десятый выпускник с высшим образованием «рискует пополнить ряды безработных», отметили аналитики.
При этом в правительстве подчеркнули, что на рынке труда не хватает выпускников со средним специальным образованием. В нынешней ситуации спрос превышает предложение примерно на 20%.
Эксперты также изучили ситуацию с преподавателями вузов: уровень их оплаты труда в целом снижается, поэтому до 20% педагогов хотят сменить работу. С 2013 года этот показатель увеличился в 1,2 раза, а замедление прироста оклада началось годом позже.
Также утверждается, что к 2017 году на каждого работника профессорско-преподавательского состава приходится всё меньше студентов (в 2013 году — 1 к 11, в 2015 — 1 к 9,64). Аналитики пришли к выводу, что это снизило финансовую нагрузку на учреждения.
Каждый шестой преподаватель в российском вузе младше 30 лет. В 2013 году, когда система высших учебных заведений начала реформироваться, «молодым» считался только каждый 10-й педагог.
Авторы доклада привели в пример то, как США, Германия, Великобритания, Франция, Австралия и Новая Зеландия скорректировали свои образовательные планы с учётом развития технологий.
В целом студентов «нового» высшего образования отличают следующие особенности:
— перевод между образовательными организациями высшего образования до завершения вуза (66%);
— посещение не всех занятий (43%);
— работа полный или неполный рабочий день (62%);
— поступление в вуз после школы (63%).
из доклада аналитического центра при правительстве РФ
Эксперты подчеркнули, что каждый студент должен иметь доступ к «цифровым инструментам» для развития профессиональных интересов, к прозрачным документам о затратах на обучение, а также к недорогим и современным учебным материалам. Студент должен сам определять время и формат обучения, а вузы обязаны создавать «образовательные сети» для учащихся и педагогов, отмечается в докладе.