Более 94% госзакупок в России проводятся на неконкурентной основе - контракты достаются заранее определенным поставщикам, которые нацелены на освоение государственных денег.
К такому выводу пришел Минфин, проанализировав договоры на 9,3 трлн рублей, заключенные и госкомпаниями и госпредприятиями в первом полугодии 2017 года.
На открытых торгах "в соответствии с гражданским законодательством" осуществляется лишь 5,8% сделок, подсчитал Минфин. Объем закупок у единственного поставщика вырос на 35% по сравнению с прошлым годом - на них приходится 42,5% от контрактов против 60% год назад. Однако параллельно увеличивается объем закупок, осуществленных "иными способами", которые, как правило, "маскируют все те же закупки у единственного поставщика", отмечает Минфин. Доля таких теневых контрактов достигла рекорда за все время ведения статистики - 62,7%.
При этом креативность авторов схем по освоению бюджетных денег растет. Количество "иных способов" закупки увеличивается в геометрической прогрессии: в 2016 году их было 3,5 тысячи, в начале 2017-го ФАС - 4,3 тысячи, теперь же новый рекорд - 4780 способов.
Если конкурс заведомо проводится с такими условиями, что выполнить может выполнить лишь одна компания, то цена по госконтракту может быть установлена фактически на любом, завышенном уровне, объяснял в феврале замглавы ФАС Андрей Цариковский.
В результате таких картельных сговоров проходят госзакупки на триллион рублей в год.
В общей сложности с нарушениями проходят почти две трети сделок по закупке товаров и услуг за государственный счет, подсчитали экономисты Института Гайдара.
Ежегодно восьмая часть денег, выделенных на госзаказ из бюджетов всех уровней, уходит в сомнительные контракты, общий объем которых достигает 2 триллионов рублей в год, говорит старший эксперт института Сергей Жаворонков. Это почти половина годовых нефтегазовых доходов правительства (5 трлн рублей в бюджете-2017), втрое больше, чем федеральный бюджет выделяет на образование (617 млрд рублей), в 4,5 раза больше расходов на здравоохранение (438 млрд рублей) и в 26 раз больше ассигнований на охрану окружающей среды.
Чтобы решить проблему, нужно установить исчерпывающий перечень дозволенных способов закупок госкомпаний и жестко закрепить порядок всех процедур, призывало МЭР в письме премьеру Дмитрию Медведеву, которое было направлено в июле прошлого года.
Соответствующие инициативы были внесены на рассмотрение Госдумы два года назад. В первом чтении законопроект был принят в сентябре 2015 года, после чего к нему были подготовлены поправки, и принятие документа было отложено на неопределенный срок.
Подготовить проект в новой редакции в 2017 году поручил президент РФ Владимир Путин, однако его разработка снова затянулась.
Как сообщает "Коммерсант" со ссылкой на источники в правительстве, кабмин не успевает направить поправки в Думу до окончания весенней сессии. Оба проекта, оформляющие реформу, сдвинуты на осень "за неготовностью", хотя еще в апреле-мае 2017 года и в Минфине, и в Минэкономики говорили о том, что поправки к закону о закупках госкомпаний согласованы с основными оппонентами Белого дома - крупнейшими заказчиками - и вместе с поправками к закону о госзакупках будут приняты в отведенный президентом срок.
По сведениям "Ъ", по итогам обращений крупных лоббистов главное правовое управление президента представило большой пакет замечаний к компромиссному варианту документа, и теперь проекты, принятие которых откладывается три года подряд, не будут приняты до выборов: Минфин, вероятнее всего, ограничится расширением перечня закупок, которые должны проводиться на электронных аукционах, об электронных конкурсах власти просто «забудут», а закупки госкомпаний, скорее всего, останутся с прежним регулированием.