Соответствующие поправки в закон «О защите прав потребителей» вступят в силу 1 сентября 2022 года.
Продавцы теперь не смогут отказать в заключении, расторжении или изменении договора, если клиент не предоставил свои личные данные.
Исключением станут случаи, когда такая обязанность предусмотрена законом, а также если данные нужны для исполнения договора, указано в документе.
Если продавец откажется заключать договор, клиент может потребовать объяснений. На письменный запрос, в том числе по электронной почте, продавец должен ответить в течение семи дней, на устный — немедленно.
Также закон запретил включать в договор недопустимые условия, нарушающие права потребителей — суды и раньше признавали их нарушением. Теперь продавцы в том числе не имеют права:
навязывать дополнительные услуги;
ограничивать покупателя в способе оплаты;
уменьшать размер законной неустойки;
устанавливать для клиента штрафы за отказ от исполнения договора, если он оплатил фактически понесённые расходы;
ограничивать право потребителя потребовать замены или возврата денег при обнаружении недостатков в товаре или выполненной услуге;
ограничивать потребителя в выборе территориальной подсудности споров, и другое.
Продавец обязан изменить договор, если клиент указал на недопустимые условия. Если из-за включения этих условий клиент понёс убытки, продавец должен их полностью возместить.