Наследие Реймера
Электронный браслет (система электронного мониторинга подконтрольных лиц — СЭМПЛ) — используется для наблюдения за людьми, приговоренными к ограничению свободы или находящимися под домашним арестом. Впервые о внедрении таких браслетов в России заговорили в 2010 году. Это была одна из самых масштабных инициатив того времени. Она должна была положить начало гуманизации системы исполнения наказаний. Внедрением СЭМПЛ занимался экс-глава ФСИН Александр Реймер (находился в должности с 2009-го по 2012 год). В конце марта 2013 года СКР возбудил уголовное дело о махинациях с поставками СЭМПЛ.
Несмотря на начавшееся разбирательство и массу публикаций в СМИ, в 2014 году ФСИН продолжила заказывать электронные браслеты, заключив контракты на сумму более 155 миллионов рублей, 14 и 23 миллиона рублей ведомство заплатило за ремонт, а услуги по модификации браслетов стоили 77 миллионов рублей. В качестве исполнителя этих контрактов было выбрано подконтрольное ведомству ФГУП ЦИТОС.
«Технические характеристики этих браслетов совпадают с теми, которые закупались во времена руководства Реймера. А как мы помним из уголовного дела, большинство систем СЭМПЛ, которые приобретала ФСИН в 2010-2012 годах, были нерабочими, — рассказывает «Шторму» источник издания во ФСИН, знакомый с техническими характеристиками оборудования для арестантов. — За последние несколько лет эти системы регулярно ломались. Были случаи, когда приборы не отображали местонахождение арестантов».
Спустя два года, в августе 2016-го, в ФГУП ЦИТОС состоялось совещание (документ есть в распоряжении «Шторма»), на котором поднимался вопрос модернизации электронных браслетов. Согласно протоколу заседания, в организации пришли к выводу, что модернизированные электронные браслеты имеют целый ряд неисправностей:
— брак радиоэлектронных комплектующих (3% изделий);
— накопление паразитного потенциала на одном из контактов центрального процессора (60%);
— брак элементов питания (не установлен точный процент, так как возможно сочетание с другими факторами);
— некачественное проведение работы по впаиванию комплектующих в печатную плату (10%);
— прочие неисправности, в том числе сочетание нескольких факторов (27%).
В результате комиссия ФГУП ЦИТОС пришла к выводу, что единственным разумным решением будет откат электронных браслетов к изначальному варианту (до модернизации). Был озвучен и промежуточный вариант решения проблемы. «Впаивание дополнительных электронных компонентов позволяет восстановить работоспособность браслета», — говорится в протоколе заседания.
«Шторм» связывался с ФГУП ЦИТОС, чтобы узнать, исполнялось ли данное предписание после комиссии, которая прошла в 2016 году. Однако ответ руководства ФСИН и ФГУП ЦИТОС на момент публикации получить не удалось.
Компания, которой не должно существовать
ФГУП ЦИТОС ФСИН, которое поставляло браслеты в 2014 году, — печально известное предприятие. Оно было в центре двух крупных скандалов, а его бывший директор — Виктор Определенов — сейчас находится за решеткой.
Последний скандал, в котором фигурировало ФГУП ЦИТОС, связан с поставкой оборудования для автозаков. В 2015 году предприятие поставило неработающее навигационное оборудование. По сообщениям СМИ, в тюремном ведомстве даже поднимали вопрос о ликвидации унитарного предприятия:
«Информация о ликвидации ФГУП была озвучена на закрытом совещании руководителей ведомства, которое состоялось в конце января, — рассказал собеседник «Газеты.ру». — На совещании обсуждались проблемы, связанные с деятельностью подведомственных предприятий».
Кроме того, организация числилась в реестре недобросовестных поставщиков с 2015-го по 2017 год, но с ней продолжали заключать контракты с ФСИН, связанные с браслетами, в течение всего 2016 года. В СПАРК-Интерфакс отображены контракты на 800 тысяч рублей (см. скриншот). Однако, по словам источников «Шторма» в тюремном ведомстве, еще часть заказов проходила как внутренние закупки. Их сумма может превышать пять миллионов рублей.
Однако это мелочи по сравнению с делом «золотых браслетов», в котором также фигурировало ФГУП ЦИТОС. В 2013 году было возбуждено уголовное дело, его фигурантами стали глава ФСИН Александр Реймер, заместитель директора ведомства Николай Криволапов, руководитель НПФ «Мета» Николай Мартынов и глава ЦИТОС Виктор Определенов.
По версии следствия, глава ФСИН в начале своей работы пролоббировал внесение изменений в постановление правительства №89, в котором был приведен перечень возможных производителей товаров для ФСИН. Благодаря этому в списки поставщиков попали частные компании, разрабатывающие и выпускающие электронные браслеты.
Затем Реймер на базе ФГУП «Торговый отдел «Вятка» в Самарской области создал Центр информационно-технического обеспечения и связи (ЦИТОС) и без проведения конкурса заключил с компанией контракт на поставку браслетов для нужд федеральной службы, сборкой оборудования занималась НПФ «Мета». Сами же браслеты продавались по завышенным ценам, притом что их качество оставляло желать лучшего. В 2017 году фигуранты дела получили сроки от 3,5 до 8 лет колонии. Сумма похищенного составила практически три миллиарда рублей.
В деле «золотых браслетов» ФСИН появились новые фигуранты
Суд намерен привлечь в качестве третьих лиц «Цитос» и ООО НПФ «Мета» — эти компании производили браслеты для ведомства
18 июля 2018
Бюджетная дыра
Сейчас ФГУП ЦИТОС продолжает поставлять комплектующие и ремонтировать электронные браслеты. При этом в регионах говорят, что оборудования катастрофически не хватает. В 2016 году об этом заявляли в УФСИН по Москве, в августе 2018 года об этом сообщило оренбургское издание Orenday.ru, а в сентябре о нехватке электронных браслетов вскользь упомянула петербургская «Фонтанка» в статье, посвященной бывшему гендиректору «Питер констракшн» Тимофею Позднякову, обвиняемому в двойных продажах квартир.
По данным издания, подозреваемый находится под домашним арестом без браслета, потому что в Северной столице их просто не хватает: «Своих Петербургу не хватает — по статистике, на 300 находящихся под домашним арестом фигурантов приходится около 150 устройств», — пишет «Фонтанка».
Тем не менее браслеты формально должны быть. Согласно данным Счетной палаты за 2012 год, за ФСИН числилось 23,9 тысячи систем СЭМПЛ, а в 2014 году на сумму 155 миллионов рублей было приобретено еще 18 тысяч комплектов браслетов. По словам источников «Шторма» во ФСИН, нехватка браслетов в ведомстве связана с их неисправностью. Эти слова частично подтверждает Счетная палата, которая в начале 2018 года заявила, что электронными специальными средствами контролировались всего 1,5% из 989 000 арестантов