Соцсеть считает политикой попытку взять власть, а не удержать её.
4 января Telegram-канал «Планёрка» рассказал о наблюдении: во «ВКонтакте» существует личный блог мэра Москвы Сергея Собянина, и его записи продвигаются через рекламные инструменты соцсети. Этот блог — неверифицированное сообщество (17 тысяч подписчиков), отдельное от личного и верифицированного аккаунта мэра в соцсети (290 тысяч подписчиков), но блог настоящий: на него стоят ссылки на сайте Собянина, который указан на личной странице.
Блог появился в ноябре 2017 года: в нём публикуются ссылки на сайт мэра. В первой записи Собянин объяснил, что он завёл сайт, чтобы объяснять гражданам, почему он принимает те или иные решения.
Трудно принимать решения, от которых зависит твоя собственная судьба. Поверьте, куда сложнее принимать решения, от которых так или иначе зависит судьба миллионов жителей города. Но эти решения принимать надо — это моя профессия, моя обязанность, моя ответственность. Не все решения популярны, многие кажутся спорными и проблематичными. В моем блоге я постараюсь объяснить, почему они были приняты.
Для меня очень важен ваш опыт, знания, ваш добрый совет, чтобы избежать ошибок. Мне важна и ваша поддержка. Поэтому я решил открыть свой неофициальный сайт.
Точно неясно, зачем мэру понадобилось отдельное сообщество для блога, ведь он мог публиковать ссылки на сайт на своей популярной странице. Единственная гипотеза — записи сообщества можно продвигать (вероятно, это делается за бюджетные деньги), и «ВКонтакте» позволяет Собянину делать это, несмотря на существование запрета на политическую рекламу в соцсети.
Пункт 3.12 правил размещения рекламных объявлений «ВКонтакте» говорит, что в соцсети «не допускается реклама политического характера (например, реклама сайтов депутатов, политических деятелей, чиновников, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и т.п.)», но есть исключение: разрешается «предвыборная агитация на территории РФ при соблюдении всех требований». Требования — это, например, оплата рекламы с избирательного счёта кандидата и проведение строго в период предвыборной агитации (по закону начинается за 28 дней до даты голосования и заканчивается за сутки до его начала).
Эти правила строго исполняются в отношении таких политических деятелей, как Алексей Навальный и Ксения Собчак. В штабе Навального рассказали TJ, что «ВКонтакте» не позволяла размещать даже рекламу YouTube-канала политика (где, например, есть передачи об экономике и обществе) — в ответе поддержки рекламного сервиса Target.my.com говорилось, что она «не соответствует внутренней рекламной политике Mail.Ru Group». Объявление о встрече с Навальным в Нижнем Новгороде не прошло из-за нарушения пункта 3.12.
В предвыборном штабе Собчак (официально зарегистрирована как кандидат) рассказали TJ, что рекламу её сообщества «ВКонтакте» тоже отклоняла из-за пункта 3.12. В объявлении было сказано «Лучший способ поддержать кандидата „Против всех”».
Личный блог во «ВКонтакте» — не сайт, к тому же «Планёрка» сообщила, что у сообщества Собянина указана тематика «Туризм и путешествия». Но в этом сообществе публикуются ссылки на сайт, и таким образом фактически продвигается не сообщество, а сайт — и это сайт политического деятеля и чиновника.
Во «ВКонтакте» на вопрос TJ, почему правила исполняются не одинаково для всех, ответили, что продвижение сообщества Собянина их не нарушает.
Информирование граждан об актуальных неполитических новостях со стороны органов власти, в данном случае информирование москвичей по социальным вопросам, не противоречит правилам «ВКонтакте». В то же время мы дадим рекомендации по изменению рекламной кампании.
пресс-служба «ВКонтакте»